В последнее время мне удалось, кажется, сформулировать для себя, что я ищу уже многие годы. Что я ищу в Торе, что я ищу (и пока почти не нахожу) в религии вообще. Юнг, на самом деле, очень помогает в этом. В хасидизме объясняется, что две основные сфиры (структуры) в мирах это хохма и бина. Что означают эти хохма и бина? Есть разные способы толкования того, что это значит. Но есть известный отрывок из Зоара, который принято читать перед наступлением субботы, в котором говорится "хохма – это мозг, внутреняяя мысль. Бина – сердце, и с ее помощью сердце постигает". Таким образом, в каббале рабби Шимона хохма это мозг, а бина это сердце (в каббале Ари это иначе). С каждым из этих понятий связан целый ряд ассоциаций. Основная ассоциация это то, что хохма это "аба" (отец). В юнгианском стиле мы бы сказали "отцовский архетип". А бина это "има", мать. Материнский архетип. Собственно эти архитипические "отец" и "мать" в своем постоянном "зивуге" (слиянии) творят все существующее. Так или иначе, у нас есть отец и мать. Мозг и сердце. Можно ли сказать, что есть "Тора отца" и "Тора матери"? Отцовская Тора и материнская Тора? Не только можно, но так и говорится открытым текстом в Мишлей (Притчах царя Соломона). "Помни, сын мой наставление отца твоего и не оставляй учения матери своей". Обычно объясняется, что "наставление отца" это письменная Тора. А "учение матери" – это устное учение. Что же означает "наставление отца" и чем оно отличается от "учения матери"? Тут мне приходит на помощь Юнг. Бина, мать, как мы сказали, это материнский архетип. "Има-адама", "земля мать" – это все из этой серии. Малхут (еще одна женская сфира) так и называется "эрец, "земля. В хасидизме объясняется, что хохма это "аин", "ничто", а бина это "йеш" – "нечто". На уровне хохма, "отцовской Торы", отцовского архетипа, мир воспринимается как "аин", как ничто. Лишь Творец это истинная реальность, а весь этот мир – "мир лжи" – в сущности это "мциют аээдер" – он как бы существует, но на самом деле нет. Материнская Тора, Тора бины, утверждает в точности противоположное. Для бины мир это "йеш", мир это истинная реальность. "Берейшит бара Элоким" – если Тора говорит, что Б-г сотворил мир – следовательно мир это реальность, и это истинная реальность. Пока сердце человека не раскрылось – он видит только "Торат ааин", "Торат ахохма", он видит только ту часть Торы, которая отрицает мир, и требует его подчинения Творцу. Но когда начинает раскрываться сердце человека – он вдруг обнаруживает, что есть еще одна Тора, "торат айеш", Тора, которая видит в мире Б-жественное творение, и в каждом листочке Б-жественный смысл. Есть известное, что можно учить народы мира письменной Торе. Но устной Торе запрещено обучать народы мира. Это как раз тема "четвертой революции", когда рав Гинзбург и другие учителя говорят о том, что пришло время обучать народы мира устной Торе, и самым великим тайнам Торы. Но мы сказали, что письменная Тора – "наставление отца" – это Тора, отрицающая мир, и требующая безусловного подчинения человека Б-гу. И это, как бы, уже открыто. По крайней мере последние 2000 лет. Христианство открыло миру письменную Тору. Тору подчинения человека Б-гу. Тору "растворения" человека в Б-ге. Тору, видящую в этом мире лишь "коридор" в будущий мир. Еще раз это не "хорошо" или "плохо". Это "наставление отца", Тора из аспекта хохма. Но устная Тора, по самой своей сути, это "учение матери", материнский архетип. Тора, которая видит в этом мире, в материальности смысл и цель. И это то, что было сокрыто от народов мира, и это то, что начало особенно раскрываться с появлением учения хасидизма. Хасидизм это "материнская Тора", Тора, направленная на этот мир, Тора, которая видит в этом мире, в "жилище в нижних" цель и смысл творения
В последнее время мне удалось кажется сформулировать для себя что я ищу уже многие годы
Запись опубликована в рубрике: Блог.