Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

30

В последнее время мне удалось, кажется, сформулировать для себя, что я ищу уже многие годы. Что я ищу в Торе, что я ищу (и пока почти не нахожу) в религии вообще. Юнг, на самом деле, очень помогает в этом. В хасидизме объясняется, что две основные сфиры (структуры) в мирах это хохма и бина. Что означают эти хохма и бина? Есть разные способы толкования того, что это значит. Но есть известный отрывок из Зоара, который принято читать перед наступлением субботы, в котором говорится «хохма – это мозг, внутреняяя мысль. Бина – сердце, и с ее помощью сердце постигает».
Вчера мы учили немного из рава Фрумана с одним парнем. Рав Фруман там очень много говорит о важности семейной жизни. Неудивительно, ибо его уроки обращены к старшим бохрим в ешиве, для которых это весьма актуально. Но есть в Торе рава Фрумана нечто, что заставило меня вчера сказать, что есть «Тора холостяков», холостяцкая Тора. И есть «Тора женатых» — «женатая Тора». Я не имею в виду матримональный статус того или иного рава. Я скорее имею в виду то, что Юнг называет «анима». Есть учителя (скорее всего женатые и имеющие много детей), в Торе которых нет «анима». Нет женского начала. Нет «бина». Есть хохма и нет бина. Это то, что я назвал вчера «холостяцкой Торой». В известном смысле Тора изгнания — это такая «холостяцкая Тора». В которой все помыслы устремлены лишь на Б-га. В которой человеку вообще, и тем более женщине — отводится лишь подчиненное место.
Наш онлайн от 18 октября В двух словах этот год начался достаточно резким поворотом в сторону рабби Нахмана. Если Хабад говорит все выше и выше, в Ацилут, и еще выше. И это «автоматически» решит все твои проблемы. Мы уже добрались до Адам Кадмон, и там нам пришлось остановиться. А в Бреславе это наоборот. Еще проще, еще проще, еще проще. И пока ты не дошел до какого то совершенно простого служения — ты еще не понял ничего. Вопрос не в том, сколько тайн Торы ты постиг, а в том, смог ли ты сделать свое сердце «мясным»?
Еще одна формулировка, приходящая на ум. Отцовская Тора, Тора «отцовского архетипа» — это разделяющая Тора. Разделяющий между святостью и буднями. Разделяющий между Израилем и народами — это отцовская Тора. В последние сто лет, эта «разделяющая Тора» в своем стремлении к отделению иногда доходит до абсурда если не сказать маразма. Буквально вчера один уважаемый русский кирувник написал что-то в духе «че с них хилоним (светских) взять? Ну вымрут они, все равно в конце одни только досы (религиозные) останутся. Ну и фиг с ними, со светскими. Вот так, на голубом глазу. Но это еще, как говорится, цветочки.
На самом деле такое впечатление, что с каждым поколением Тора стангвится все больше «Торой из головы», и все меньше «Торой из сердца». Еще 70 лет назад — поколение, пережившее войну — их сердца были разбиты. И их Тора была Торой сердца. С тех пор много воды утекло в водопроводе. И выросло поколение, которому внушают, что главное — это раьота головы. Служить Вс-вышнему головой. Сидеть и учиться, учиться и учиться.. Но ведь учеба имеет очень мало отношения к исправлению сердца. Это разум исправляется изучением Торы. А сердце исправляется прежде всего действием, «за делами идут сердца».