Нужно понять простую вещь: 100 лет назад это было оправдано, стоять насмерть за каждую деталь нашей веры. Иудаизм находился под реальной угрозой уничтожения. И было объявлено "чрезвычайное положение", и все что можно было мобилизовать на защиту традиционного образа жизни было мобилизовано.
Когда 70 лет назад Бен Гурион дал освобождение от армии тем, кто "учит Тору днем и ночью" - это было всего 400 человек. Это была реальная угроза уничтожения всей нашей традиции.
Когда 40 лет назад мы делали тшуву - против нас была вся машина "научного атеизма" и весь ресурс огромной страны. И мы были обязаны верить и не задавать вопросов.
Когда 70 лет назад Ребе возглавил Хабад он должен был изобрести какой то сильно-действующий наркотик, чтобы пробудить остатки своей армии и поднять их на штурм.
Но сегодня - сегодня все не так. Сегодня иудаизму ничего не угрожает "снаружи". Сегодня главная угроза иудаизму - это он сам. Харейдим становится больше и больше, есть процесс харейдизации "вязаных кип", и хумрот догоняют одна другую.
А на "русской улице" господствует анти-интеллектуальный подход времен старых хасидов, боровшихся за выживание. И уж конечно, этим подходом нечего и думать, чтобы привлечь людей думающих и критически настроенных. Сегодня в Хабаде полно шлухим. Но - идеологически это полный провал, полное банкротство.
Есть время молчать. И есть время задавать вопросы. Сейчас время задавать вопросы. "Не умирают от кушьот" - как любил говорить р. Хаим из Бриска