Человек у которого училась вся еврейская молодежь Москвы 80 годов. Не удостоился даже еврейской мацейвы (памятника).
Реб Авром Цви береб Михоэл зацаль.
Я удостоился быть одним из последних его учеников
Такое впечатление, что пока эго/сознание человека не выросло достаточно, Ашлаг/Лайтман только затормозят его развитие, и все превратится в очередной курс "каббалистического мусара".
Из того немногого что я прочитал в предисловии к Зоар рава Ашлага сложилась совершенно обратная расхожим представлениям об Ашлаге картина.
Он говорит что человек центр творения и само совершенство, и тот кто утверждает обратное это "иди к тому кто меня создал".
Он говорит что желание получать, рацон в общем это нечто совершенно Б-жественное в нем.
Андрей Софин спросил у меня. Почему народам мира так оегко уверовать? Прочитал НЗ и загорелся. А евреям так трудно.
Возможно ответ у Лайтмана. Людям с низким уровнем эго легко поверить. Чем выше эго тем сложнее отыскать веру. Тем более сильные средства нужны.
(Предисловие Баал Сулам к Зоару)
10
И теперь предоставляется нам возможность понять четвертое исследование. Как возможно появление из чистоты Творца системы нечистых сил и клипот? Ведь она крайне далека от Его чистоты, и как можно, что Он наполняет и оживляет ее?
И прежде необходимо понять суть системы нечистых сил и клипот. Знай, что то огромное желание получать, о котором мы говорили, что это и есть суть душ, являющихся творениями, готовыми получить все наполнение, что в замысле творения, не остается в душах в своем виде, поскольку если бы оставалось в них, обязаны были бы души навсегда остаться отделенными от Творца, ведь отличие свойств отделяло бы их от Творца.
А вот здесь совсем непонятно:
1. Тело в хасидут связано с ацмут. Душа - это только свет. А тело ацмут, сущность. Как это стыкуется с понятиями здесь?
2. До тринадцати лет объявляется все "нечистым". С другой стороны, "мир стоит на дыхании детей изучающих Тору". Особенно с т.зр. рава Кука, что в Эрец Исраэль есть "тэва кадош" (святая природа)
3. Целью заповедей объявляется "доставить удовольствие Творцу" (хабадская аналогия: доставить удовольствие Ребе...) Как то мало мне говорит это понятие. А кто такой "Творец", которому доставляет "удовольствие" мои заповеди.
Промежуточный итог (после нескольких роликов по "Предисловию к Суламу", больше всех понравилось то что говорит Лайтман):
Классический хасидут говорит: блин, у нас есть проблема! У нас нет никакой веры в сердце! Что же делать, чтобы пробудить ее?
Хасидут спрашивает и хасидут отвечает: Как что делать? Именно это делать! Итбоненут, медитация, задуматься о собственной тщетности и греховности, и тогда изольется на тебя Б-жественный свет!
Это работало. Но было много "тофаот лвай" (побочых эффектов). Алтер Ребе совершенствует систему и говорит итбоненут клалит это плохо. Должен быть итбоненут пратит (долго объяснять что это значит)... Но смысл тот же. Усилием мысли пробить все барьеры, отделяющие меня от Б-га. И если не работает то пробовать еще и еще. Больше молиться, больше и глубже тшуву делать, копать колодец, пока не докопаешься до воды!
Другая версия. Хасидут гвоорит: "скажи я верю". Еще раз "я верю". Третий раз "я верю"! Ты уже начинаешь чувствовать в себе веру? Замечательно! повтори это завтра и послезавтра, и рано или поздно ты найдешь в себе веру.
Скажи "я цадик". Еще раз я цадик.. Третий раз я цадик...
Скажи "Вс-вышний благ". Еще раз "Он всеблаг". Третий раз "он всеблаг".
и т.д.
Лет через тридцать ты понимаешь что все фигня. Тебя обманули. Это не работает. И в тебе нет ни капли веры. И откррываешь Ашлага...
Ашлаг говорит с самой первой страницы: мир полон страдания. Я думаю, это самое главное что он говорит. Не убегай от себя. Мир полон страдания. И ты полон страдания. По сути это значит что ты еще жив.