Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

28

«Мы живем с духовными образами в стремлении души народа. Всюду, где сокрыты эти искры света, мы связаны с ними связью души жизни, всем нашим существом. Не важно, или это место физическое, земное, или же это действия, в основе которых лежат эти образы, или же это мысли и идеи какого-либо рода» (Шмонэ квацим 1, 1) * Наверное стоит комментировать, чтобы было понятно, о чем речь. Шмонэ квацим — это, в принципе, дневники рава, на основе которых составлены и «Орот», и «Орот аКодеш», если я правильно понимаю. Отличие в том — что в Шмонэ Квацим идет все подряд, и без правки.
«Тот, кто пришел обрезать эти ветви, или преуменьшает их силу, их славу и их значимость у нас, тем самым он уменьшает тук жизни нашей, и против него мы восстаем всей нашей силой» (Шмонэ Квацим 1, 2) **Тот, кто пришел обрезать эти ветви, или преуменьшает их силу, их славу и их значимость у нас,** то есть, выступает против светского сионизма, против возрождения еврейской нации и культуры **тем самым он уменьшает тук жизни нашей** Рав последовательно проводит идею, что национальность, связь с народом Израиля, выше внешней, «галутной» религиозности. Только возродив нацию, как в физическом, так и в духовном плане, мы сможем прийти к «нормальной» здоровой религиозности
«В общности Торы, записанной и переданной по традиции, и в разветвлении всех ее деталей, сокрыт самый высший и оригинальный рисунок устремления нации, со стороны наивысших стремлений ее жизни, таким образом, что это отражается в общности ее постижения и широты, в ее мысли, в стилях ее изложения, в последствиях ее воззрений, на существование, на Б-жественное, на мир, на человека, на индивидуума, на общество, на добро и на зло, на жизнь и на смерть. Чем более раскрывается в нации тораническое понимание и постижение, тем сильнее укореняется душа ее внутри нее, и сила жизни ее поднимается и украшается. «
Этот отрывок я уже переводил, но стоит повторить ради последовательности: «Иногда жизнь останавливается в своем течении, и не находит в себе сил идти вместе с духовными образами, и устанет тогда дух, стремящийся осуществить их в действии. Тогда рождается сомнение и разделяются мнения. Сильные духом скажут: живой организм способен заболеть, но он способен также вернуться к полному здоровью. Все время, пока человек жив, живет его надежда. Поэтому не оставим знамя, наши дорогие идеалы, спрятанные в сокрытии дел, обязаны они выйти на свет, и именно посредством их выражения в действии, и они еще не завершились, не пришли эти дела до своего предназначения, чтобы мы могли сказать о них, что уже завершили их работу. Они должны осветить всю тьму жизни, и тьма еще очень велика и многочисленна. Поэтому мы не оставим знамя, будем нести его и страдать, выразим в практическом действии великую мысль души народа Израиля, как это начал делать народ с самого начала, как только он начал видеть свою коллективную жизнь. И даже если страдание велико, больше, чем в прежние дни, стоит эта цель нести ради нее иго. Мы уже вышли из круга народов-детей, у которых нет сознания, которые не готовы осуществить серьезные дела если там нет немедленного наслаждения, мы взрослы знанием и чувством, и полны личной ответственности, мы знаем, как жить, и как нести в покое сердца и великом желании иго жизни ради великой цели, хотя она еще сокрыта, она еще раскроется»
«Найти лекарство для этого ужасающего состояния, для этой болезни, поедающей оба края жизни, и само собой, выгорает содержание ее, мы должны стараться насколько это возможно, хранить действия, любить и укреплять их, насколько это только возможно. Но не останавливаться в этой только области. Ничего мы не вынесем в этом нашем труде, если не присоединим к величию дел возвращение к полету высшей идеи, сокрытой и спрятанной в них. Если действия останутся лишь привычкой, они не только не помогут, но наоборот, еще более унизят высшую идею. И результатом унижения высшей идеи станет отвержение действия с презрением в душе.»
В вопросах мировоззрений и веры, основания которых духовны и абстрактны, чаще чем в любом другом споре встречается, когда обе спорящие стороны, бесконечно далекие, на первый взгляд, друг от друга, на самом деле говорят одно и то же. И весь их спор, который иногда выглядит, что пламя их спора поднимается до небес, это всего лишь «спор выражений», поскольку они не понимают язык друг друга (Шмонэ квацим, 1, 10) ** Рав Кук пытается здесь сказать, что светские и религиозные, при всей кажущейся удаленности их позиций, на самом деле говорят одно? — Возможно. По крайней мере, они ближе друг к другу, чем это может казаться на первый взгляд.
В основаниях веры все зависит от качества связей мысли, как различные ее части зависят друг от друга, и в этом чрезвычайно велико различие между одним человеком и другим, и еще более – между одним поколением и другим. Иногда мы находим, что какая-либо идеологическая основа, у одного человека это разрушает все его здание морали и святых чувств, а у другого это вообще не затрагивает его духовного мира, в котором живет его душа. А иногда одна и та же идея, из-за которой один опускается и падает, другой человек наоборот, поднимается и возвышается посредством нее.
Из глубины сокровищницы души мы возьмем свет, который оживит весь наш народ целиком, поставить его на ноги. Поток жизни становится все мощнее и мощнее, он проламывает себе путь, но мы должны исследовать пути его духа. Стремление к высшему духу святости, духу святости, подобному духу героев нашего народа прошлых времен, когда нация постигала себя, препоясанных Б-жественной силой, становится все сильнее и сильнее. На своем пути оно сметает преграды, стирает формы наивности и обычной религиозности, и, на первый взгляд, это страшное состояние с обоих сторон.