Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

05

В продолжение вчерашней темы «суда». «Дин» это не совсем суд. Дин это скорее «кейс», «дело». Пример: вчера смотрел ленту, там тема — червяки в рыбе. Рыба кошерная, на ней стоит печать «проверено червяков нет». Аффтар берет в руки фонарик, и придирчиво осматривая каждый миллиметр, находит там червячка. Белый такой, почти не отличимый невооруженным взглядом от рыбы. Вот типичный «дин». Была ли рыбка кошерной до того, как он ее проверил? Очевидно, да. Но он открыл «кейс». И начал проверять. И нашел червяка. И теперь, по идее, он сам, и все кто прочитают этот его пост, будут или проверять, или считать обязанными проверять рыбу «на просвет».
(продолжение) И кстати, это тесно связано с темой почему харейдим «не работают». Уже точно не потому, что они «тунеядцы». Учить Тору — тяжелый труд. Есть, наверное, те, кто «ловят тремп» на этом, но в общем, учить Тору — тяжелый труд. Почему же они не работают? Или не идут в армию? Ответ прост: они боятся. Они боятся, что увидят «запрещенные картины» (то есть женщин) в армии. Они боятся, что им придется работать в одном офисе с женщинами (о ужас), и это их, немедленно, конечно же, приведет в крайнее возбуждение…
Рав как то сказал, что «лех леха» («иди себе» это от слова «лихлух» («грязь»). Лех леха это make your hands dirty. Не надо искать грязи. Но и не надо ее бояться сверх всякой меры. Это основа еврейства.
Есть служение Вс-вышнему из света. И это служение Аарона. И есть служение из тьмы, связанное с сущностью Вс-вышнего, которая выше, чем открытый свет. Сущность темна. Моше связан с сущностью Вс-вышнего, тьма, которая выше чем свет. И это то, что дает силы служить Вс-вышнему в нижнем, «темном», далеком от Вс-вышнего мире. (рав Ицхак Гинзбург, урок 14 сивана 5773)
Ну хорошо. Значит ли это что всегда надо молчать? Очевидно, нет. Основа хасидут Баал Шем Това и основа его интерпретации у рава Гинзбурга это «хаш-маль-маль». Молчи. Отрежь. Говлри. То есть правило по умолчанию и самое первое молчи. Если ты умеешь молчать ты уже наполовину малах (ангел). Далее «отрежь». Ты хочешь сказать что то? Сначала «отрежь». Может быть не все с оит говорить. Тогда потом «говори». И тогда ты уже совсем «малах»(ангел) и тогда у тебя можно учиться…
И кстати да. «Йецер ара» мошиаха (даром что он «нахаш») это лешон ара (поэтому он «мецора», прокаженный. Мошиах это тот кто говлрит лешон ара.. И наверное поэтому тикун мошиаха это штика. Молчание. Хаш. Мем мошиаха это говорить. Шах мошиаха это молчание…