Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

В продолжение вчерашней темы "суда"

В продолжение вчерашней темы «суда». «Дин» это не совсем суд. Дин это скорее «кейс», «дело». Пример: вчера смотрел ленту, там тема — червяки в рыбе. Рыба кошерная, на ней стоит печать «проверено червяков нет». Аффтар берет в руки фонарик, и придирчиво осматривая каждый миллиметр, находит там червячка. Белый такой, почти не отличимый невооруженным взглядом от рыбы. Вот типичный «дин». Была ли рыбка кошерной до того, как он ее проверил? Очевидно, да. Но он открыл «кейс». И начал проверять. И нашел червяка. И теперь, по идее, он сам, и все кто прочитают этот его пост, будут или проверять, или считать обязанными проверять рыбу «на просвет». Таких кейсов море. Есть майса. Сидели хасиды на фарбренгене. Бросили шапку по кругу, собрали деньги на «лехаим». И вдруг один отзывается: «слушайте, а может эти деньги лучше на цдаку отдадим». Против такого предложения невозможно устоять. Деньги идут на цдаку. А хасиды кидают шапку по второму кругу. По второму кругу повторяется та же ситуация «а может на цдаку». Кто-то отвечает: «откуда взялся этот дурак». И деньги идут на водку… Дин обязан когда то остановиться. Пока никому не пришло в голову, что «радио это клипа» или «газеты это клипа» или «интернет это клипа» — это и не было клипой. В тот момент, когда кто-либо (скорее всего из лучших побуждений) объявляет это «клипой» — она становится клипой. Или клипой под вопросом. Открытый «тик», открытое дело. Оправдают или обвинят — это может занять время, может занять годы или даже всю жизнь… Весь иудаизм полон таких «тиким»-диним. Чувствительные души имеют свойство добавлять к имеющимся диним еще свои изобретения. Делая свою жизнь невозможной. И жизнь окружающих тоже. * Я как то сидел дома у рава Гинзбурга на фарбренгене. И принесли вишню. Поставили раву тоже тарелку. Рав глотает не глядя. Не проверяя червяков. У меня, честно, мелькнула мысль: как же так? Ведь бывают черви в вишне тоже… А может так и надо? Рав как то сказал, что «нужна смелость чтобы кушать «семь видов» фруктов, которыми прославлена Земля Израиля. Или вот. Я в прошлую субботу гулял по Бат Аину. И наблюдал краем глаза такую сценку: по двору гуляет девочка, наверное, лет полутора или двух. В подгузниках. Жарко было — на девочке одни подгузники. И слышу папа кричит: «зайди сейчас же домой, это не красиво…(ло цануа)»… Это что «дин» такой? Или просто сумасшествие такое? Какой «цниют» в 2 года? * Пятьдесят лет назад «можно» было публиковать женские фотографии в харейдимной прессе. Потом кто то решил, что это «некрасиво». Перестали. Потом решили что имена женщин тоже «ло цануа» и тоже перестали публиковать, говорят. Это все пример того, как «дин» давит живую ткань жизни. * Как из этого всего выходить, и чтобы еще кипа осталась на голове — хороший вопрос. * Так или иначе, общая идея, что есть масса вопросов, которые не существовали бы пока их кто-то не озвучил. На одном из уроков рав задал вопрос. А что было бы, если бы Боаз имел бы отношения с Рут в ту ночь, когда она пришла к нему на гумно. В ту самую, первую, ночь. Когда она приготовила себя к исполнению заповеди «ибум» (левиратского брака). Рав отвечает: если бы он тогда был с ней — они привели бы душу мошиаха в мир. Рав объясняет дальше, что Боаз действовал на уровне «хохма». А Рут — надеялась привлечь свет «кетер». Но на самом деле понятно, что в тот момент, когда Боазу приходит в голову эта мысль, что завтра мы соберем старейшин во вратах городских, и оформим все официально — все, в этот момент «кетер» уже не работает. Хохма включилась. Вопрос появился. Кетер уже нет. У Тамар — в аналогичной ситуации (рав их сравнивает на уроке) не было вопросов. И поэтому она родила Переца, от которого произойдет Мошиах. В тот момент, что есть вопрос — это может быть свято и правильно. Но мошиаха уже там нет