А вот еще один промежуточный итог из "Теории всего". Поскольку "возвращение в тшуве" как правило, означает переход из современного мышления в средневековое - это означает прыжок в пропасть. Страшнейшую деградацию личности. И чем выше человек находился в своем "дотшувном" состоянии тем сильнее он падает. И чем раньше он сделал тшуву, и чем сильнее "погрузился" - тем сильнее он упадет.
Чем сильнее он "напялит" на себя "богочеловечие" Иисуса, или "триединство" или "человекобожие" Ребе - тем больший ущерб личности будет ему нанесен.
И невозможно сравнить тех, кто в этом родились, и это их естественная среда обитания, с теми, кто сами себя помещают в эту ментальную "клетку".
А поскольку ощущение что "я недостаточно религиозен поэтому мне приходят в голову такие кощунственные мысли" только еще глубже запихивает человека в "мышеловку" тшувы.
А чувство вины, от того, что вся "самость" человека противится тому, чтобы запереть себя в "клетку" - еще более интенсифицирует процесс...
А если еще добавить крайнюю интеллектуальность Хабада вообще, и особенно ситуацию в бывшем СНГ - когда большинство раввинов не являются носителями яхыка и культуры страны, и уже точно их нельзя подозревать в изучении психологии, или философии, или тому подобных глупостей, в совокупности с практически монополизацией пост-СССР пространства Хабадом - завершают "картину маслом"
Может, это объясняет крайнюю агрессивность многих баал тшув.
И совсем не факт, что "сняв кипу" человек вернет себе былую высоту...
Барух матир асурим. Свободу узникам Сиона... Если Вс-вышний сломает эту тюрьму - можно попробовать начать в него верить...
Шабат шалом