Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

27

Почему Вс-вышний создал человека одного? Почему человек изначально не создан как часть коллектива? Оригинальность и творческое начало в человеке связаны с его одиночеством, а не с его коллективным сознанием. Одиночество человека это источник его уникальности, а его уникальность это источник его творческого начала. Человек коллектива — это человек поверхностный, подражающий, списывающий. Человек одинокий глубок — он творец, он оригинален. (Рав Й.Д. Соловейчик, «Община»)
Одинокий человек свободен; человек коллективный связан множеством ограничений. Вс-вышний хотел, чтобы человек был свободен. Время от времени от человека требуется выступить против мира, сменить старое на новое и релевантное, и только одинокому человеку дана сила разорвать кандалы порабощения коллективу. Кем был Авраам? Кем был Элиягу?Кем были пророки? ЭТо были люди, посмевшие выступить против общества, чтобы разрушить свществуюее положение, и заменить его на новый общественный порядок. История иудаизма это не только история общины, но также история отдельного человека, выступающего против общества, «Что тебе здесь Элиягу? И ответил: возревновал я к Вс-вышнему Б-гу воинств, ибо оставили союз твой сыны Израиля, жертвенники твои разрушили, и пророков твоих убили мечом, и остался я один, и ищут душу мою, чтобы взять ее»
Язык поколения. Индивидуальность каждого человека отражает единство Б-га. Ицхак Ройтман, 26 апр 2020 * Вчерашний онлайн Язык поколения изменился Хабад говорит, что есть только Вс-вышний. Рав Шерки говорит, что главное — это нация, связь с «клаль Исраэль», общностью душ Израиля. Это мессианский национальный сионизм. Но мир говорит на другом языке. Сегодня мир говорит на языке развития и свобода личности. Что выше? Как это ни парадоксально, учит рав Ицхак Гинзбург, с точки зрения каббалы личность стоит выше коллектива.
Золотые слова (это не я, это @chaim Dov Brisk): Мне жаль людей у которых без мистики и каббалы Тора это детские рассказы и древнееврейские мифы. Очень жаль. Это или показатель глубокой необразованности в Торе и неимения путей и возможностей к глубокой учебе или проблема навыков анализа и изучения. У меня богатый опыт преподавания и раввинства. К глубокому иудаизму умных интелегентных людей приводят не каббала и Зоар. Современного образованного человека привлекают сегодня больше рав Сакс и рав Шагар с равом Соловейчиком, а не Шем миШмуэль, Каванот Ари или Эц Хаим. Современного человека больше интересует где он и его место, а не миры мистики, если он конечно не ищет духовности инстент и без тяжелой работы, с изминением себя и своих привычек. Кстати, интересно что тот кто приостановил уход из религги это был Рашар Гирш, не говорящий о каббале. В США многие остались ортодоксами благодаря раву Соловейчику, который знал кабалу,но не преподавал её. А где многие ушли? У хасидов. Их еще Адмор из Пьечецна обвиняет в неумении слышать поколение, ищущее себя
Диалектика иудаизма, в отличии от гегельянской, никогда не достигает разрешения и синтеза, она постоянна. Иудаизм признает диалектику, включающую только тезу и антитезу. Но в нем нет гегельянского этапа синтеза, этапа взаимного примирения. Этот конфликт вечен, почти абсолютен. Только Вс-вышний знает, каким образом можно разрешить его и установить мир. Мы не способны на это. Абсолютный мир это видение конца времен. Для Гегеля человек и его история были лишь абстрактными категориями, но в таком мире отвлеченных идей, возможно, можно достичь синтеза. Но для иудаизма человек всегда был живым, реальным существом, или, можно сказать, трагическим живым существом.
Царь Давид провозглашает: «Я сказал в своей поспешности: каждый человек лжет». О какой лжи говорит царь Давид, когда выдвигает против человечества столь тяжелое обвинение? Имеет ли он в виду ложь которую произносит «Я» в отношении «ты»? Или он имеет в виду «социальную» ложь ежедневной жизни? Может, он имеет в виду ложь нечестного бизнесмена, или политическую ложь бесчестного политика? Или ложь клянущегося ложной клятвой? Назвать это одним словом – идет ли речь о лжи ради выгоды, аморальной лжи? Можно ли сказать, что человек действительно постоянно лжет, и ведет себя аморально? — Нет и нет!