Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

20

Вопрос. Когда родители «делают» ребенка — они знают во всех деталях, как сложится его судьба? Ответ очевиден. Когда я покупаю, скажем, машину — я точно знаю заранее по каким дорогам я буду ездить? — Ответ тоже очевиден. Я к тому, что совершенно не обязательно предполагать, что когда Б-г создал этот мир, и каждого конкретного человека, он создал множество «снапшотов» всех его будущих состояний. Сегодняшнему умонастроению куда ближе, что он создал программу, создал компьютер, и запустил эту программу на компьютере. Если программист заранее знает результат расчетов — программа не нужна. Если Б-г заранее знает, что будет — зачем Ему этот мир?
Есть известный мидраш что Б-г сотворил мир, и он ему «не понравился». И тогда он его разрушил и т.д Что значит «не понравился»? Может, все же это программа, и Ему не понравилась, как она работает? Есть не менее известное место в Берейшит, где сказано «и огорчился в своем сердце» и Раши на него. Но то что говорит Раши это ответ апикорсим. А как на самом деле? А может быть пшат это и есть настоящий смысл. Что в известном смысле, по крайней мере, для нашего сознания, ибо Тора дана нам здесь, Вс-вышний, когда творит мир, «не знает», что будет через 1000 лет? Ибо, если он знает все во всех деталях — это означает просто, что мир не существует, и не был сотворен.
(еще из обсуждений) «Философия диалога», взгляд на отношение человека и Б-га как на диалог — я согласен что это основной «тренд» философии сегодня, и это взгляд рава Кука и его учеников. Вопрос или это уже «хазут акол» или нет — для меня открыт. Мои скромные познания в хасидизме, говорят мне что «диалог» — это «муж» и «жена», т.е., ЗА и Малхут, АКадош-Барух-У и Шхина. В галуте они разделились, а в будущем они будут «одного роста» и т.д. Классическое «бати легани» — «Я пришел в мой сад» — тоже там. Получается, что диалог, по сути, не поднимается выше Ацилут. А хасидут — это «гор гор ехер» (гораздо выше). Ilya Dvorkin ты согласен?
Все проблемы современного иудаизма — опять же, это рав Кук — от того, что не изучают сокрытой Торы. Все эти безумные охмурения и устрожения — это только от того, что изучается только «ниглэ» (открытая Тора) без связи с изучением основ веры, философии и каббалы. Поэтому попробую привести здесь следующую дискуссию, представляющуюся мне принципиально важной. Парадокс, но, кажется, светское мировоззрение (особенно пантеизм Спинозы — по мнению יהודה יפרח) куда ближе к философии хасидизма, чем классическое религиозное.
Известно, что Мошиах «вернет праведников в тшуве». Но Вс-вышний называется «цадико шел олам», праведник (народов) мира :). И «то что приказывает делать Яакову, исполняет сам». Если так, то, как говорят хасиды, сам Вс-вышний должен сделать тшуву. И как обьясняется в хасидут, что тшува это раскрытие макифим хая-йехида. Раскрытие Ацмут Вс-вышнего. Во всех поколениях Вс-вышний был «цадиком». Но в нашем поколении он должен стать «баал тшува». И это, по сути, означает «приход Мошиаха»…
Интересно. Есть еще мнения? Ilya Dvorkin Pinchas Polonsky Я в последнее время много думаю о том, что «жизнь есть борьба», прежде всего борьба идей, прежде всего внутри меня самого. Давая безусловную победу одной из идей, одной из версий, отказываясь от этой внутренней борьбы — я отказываюсь, в сущности от самого себя, от самой жизни. Спасибо, משה דבורקין
Мой хабадский комментарий на эту песню в вотсапе для группы Бней Ноах: Андрей Софин (Andrey Sofin) что ты думаешь? Я понимаю ее так, что разумная (Тания говорит о «Б-жественной», но на самом деле это разумная душа, разум вообще) пытается поймать, обуздать, и даже убить «животную» душу. И между ними идет борьба, и разумная душа отнюдь не так права, как это кажется, и все совсем не так гладко в отношениях Яакова и Эйсава. сущность, как известно, больше находится в семерке (тело, сердце, народы мира) чем в тройке (голова, разум, Израиль). Поэтому Тора начинается с семи дней творения, семерки, тела, сущности, народов мира