Основная проблема с "пгам брит": "лой зохо наасэт ло сам-а-мавет". "Не удостоился (точнее, как обьясняется везде, он "не очистил себя") - становится ему (Тора) смертельным ядом". Когда человек учит Тору, не очистив себя, Тора превращается для него в смертельный яд.
Ты же по уши в грязи! Ты же мертвый! Ты же по уши в "пгам а-брит"! Куда ты лезешь в "хумрот" и "идурим"?! Хумрот и идурим - это для тех, кто "зохо", для тех, кто чист, кто родился в чистоте и остался чист.
Для тех, кто "согрешил и повредил и перешел дорогу" - другими словами, практически он (духовно) мертв (см. Тания гл. 17 если кому интересны ссылки) - эти хумрот и идурим приводят к только одному результату - он и так полумертвый, еле живой, душа еле теплится. А он берет еще на себя все хумрот, как это делают все здоровые и сильные и чистые. И его душа, его сердце окончательно умирает.
Что же делать? Во-первых, симха. Поскольку первый результат "пгам" это ацвут, окаменение сердца, то первое средство борьбы с "пгам" это радость вообще, и радость заповеди в особенности. Второе - достаточно часто встречается в ответах Ребе - умножать буквы Торы и молитвы. Т.е., просто как можно больше говорить Теилим, Танию, Тора Ор и святые книги вообще. Очевидно, в основном имеется в виду на языке оригинала. И молиться, молиться как можно больше.
Вот если даже молитва не идет - тогда точно надо делать тшуву...
Несмотря на то, что с точки зрения каббалы "пгам" это самый тяжелый грех, хуже всех остальных грехов Торы (особенно это у рабби Нахмана, и в трудах сефардских каббалистов я как то это видел) - Ребе советует, как правило, "отвлечься от мысли о грехе и даже от мыслей об исправлении греха до после свадьбы". Т.е., тикун, как правило, это создание теплой, здоровой, любящей семьи.
Но основное - основной тикун, и основная забота баал тшува - это чтобы его сердце не умерло, как об этом говорит рабби Нахман.
Танцы бреславских хасидов очень напоминают мне то, что я в свое время слышал от Йеошуа Дашифа зихроно ливраха. Он был специалистом по "пост-травме", и рассказывал мне, что каким образом животные выходят из пост-травмы? Непроизвольные движения выводят травму из организма.
"Пгам" это травма на самом простом, физическом уровне. Движение, танец, движение вообще - самый лучший "типуль" для травмы.
Баал тшуве не до хумрот. Он должен постоянно "бороться за жизнь", чтобы свет и тепло духовной чувствительнсоти не погасли в нем окончательно