Меня спрашивают: для чего нужен этот сайт, для чего нужен этот проект, на что я собираю (или прошу) деньги, разве мало других аналогичных (илп почти аналогичных) проектов?
Ответ - если попытаться дать ответ "на одной ноге": есть такая тонкая, едва ощутимая субстанция, которая называется "йират шамаим". Трепет перед Небесами.
Есть масса "кирувных" материалов в рунете. Хабадских, и не хабадских, хороших и разных. Они прекрасно делают свою работу, они прекрасно обьясняют, что я должен *делать*.
Arie Shlomo Elinson пишет на больную тему. О том, что происходит на самом верху харейдимного общества.
Если наша первая, инстинктивная реакция, это закрыть лицо руками, и не видеть, не слышать, не думать об этом - наверное что-то не так в нашем иудаизме.
Мое личное впечатление - мне приходится много ходить по разным синагогам в последние несколько месяцев: "сердце Израиля живо". Простые люди - не важно каких направлений - остаются живыми, честными, в массе своей порядочными людьми. Те кто во главе - как сказать. Чем выше ранг, тем больше спеси, как правило. За очень редкими исключениями.
Тора называется "древней притчей" (машал кадмони).
Если так, то, возможно, все, что происходит со мной в жизни, это "машал", это "притча".
Все наши грехи, все наши ошибки, все наши падения, все человеческие страдания - это только, в конечном счете, "притчи", чтобы понять какой то "фичер" Творца?
Т.е., то, что это приходит, чтобы чему то научить меня - это понятно. Поскольку основной "баг" это эгоизм, гаава, то понятно, что большая часть того, что происходит с человеком - это чтобы сломать его гаава. Но это, как бы = что касается меня.
Есть майса про одного простого еврея который сидел и говлрил теилим со слезами. Баал Шем Тов прохолил мимо того местечка, заметил этого еврея и сделал своим учеником. Из простого еврея он стал мудрецом и каббалистом, членом тайного братства учеников Баал Шема. Через некоторое время он вернулся обратно в свою деревню.
Некоторое время спустя Баал Шем Тов снова навестил то местечко. Встретил того еврея, посмотрел на его молитву и учебу и скащал: все хорошо. Но таких теилим со слезами как раньше он уже не говорит..
Рав как-то говорил, что есть хицони-пними-ацми.
Хицони - внешний - это почти что ругательство в Хабаде. Это тот, кто "изображает из себя", пытаясь служить Вс-вышнему на ступени, которая вообще не его
"Пними" - это уже ступень служения.
У Ребе Рашаба это была почти что высшая похвала, которой мог удостоиться ученик Томхей Тмимим в Любавич.
"Ацми" - это только отдельные люди в поколении, так рав тогда сказал. Он сказал "мой тесть (р. Моше Сегаль) был "ацми".
Алтер Ребе в Тании говорит о том, что есть хицониют а-лев и пнимиют-а-лев (гл. 4 в Игерет аКодеш, одна из самых важных, на мой взгляд, в Тании). Если пнимиют-а-лев, внутренняя точка сердца, не раскрыта, это называется галут аШхина, изгнание Шхины. И это называется "сделал мила но не сделал прия" - см. там.
Одна из основных идей у рава что цимцум это не самоцель а условие творения. Эмуна подоьна цимцум. Но этл только первая састь. Дальше должен быть ьитахон заполняющий цимуум. Кав внутри цимуум. Это одна из цениралтных илей маамана эмуна и битахон. И основное отличие от восточных медитативных ррактик.
Аналогично можно сказать, что отрицая наше фальшивое я, наше маленткое эго, наш фальшиввй имидж, мы толькотсозлаем условие доя раскрвтия нашего большого и настоящего Я. В этом вся суть. Увы, очень часто малограмотные учителя умеют очень хорошо обьяснить первую часть, и даже не подозревают о наличии второй.