Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

28

Меня спрашивают: для чего нужен этот сайт, для чего нужен этот проект, на что я собираю (или прошу) деньги, разве мало других аналогичных (илп почти аналогичных) проектов? Ответ — если попытаться дать ответ «на одной ноге»: есть такая тонкая, едва ощутимая субстанция, которая называется «йират шамаим». Трепет перед Небесами. Есть масса «кирувных» материалов в рунете. Хабадских, и не хабадских, хороших и разных. Они прекрасно делают свою работу, они прекрасно обьясняют, что я должен *делать*.
Arie Shlomo Elinson пишет на больную тему. О том, что происходит на самом верху харейдимного общества. Если наша первая, инстинктивная реакция, это закрыть лицо руками, и не видеть, не слышать, не думать об этом — наверное что-то не так в нашем иудаизме. Мое личное впечатление — мне приходится много ходить по разным синагогам в последние несколько месяцев: «сердце Израиля живо». Простые люди — не важно каких направлений — остаются живыми, честными, в массе своей порядочными людьми. Те кто во главе — как сказать. Чем выше ранг, тем больше спеси, как правило. За очень редкими исключениями.
Тора называется «древней притчей» (машал кадмони). Если так, то, возможно, все, что происходит со мной в жизни, это «машал», это «притча». Все наши грехи, все наши ошибки, все наши падения, все человеческие страдания — это только, в конечном счете, «притчи», чтобы понять какой то «фичер» Творца? Т.е., то, что это приходит, чтобы чему то научить меня — это понятно. Поскольку основной «баг» это эгоизм, гаава, то понятно, что большая часть того, что происходит с человеком — это чтобы сломать его гаава. Но это, как бы = что касается меня.
Есть майса про одного простого еврея который сидел и говлрил теилим со слезами. Баал Шем Тов прохолил мимо того местечка, заметил этого еврея и сделал своим учеником. Из простого еврея он стал мудрецом и каббалистом, членом тайного братства учеников Баал Шема. Через некоторое время он вернулся обратно в свою деревню. Некоторое время спустя Баал Шем Тов снова навестил то местечко. Встретил того еврея, посмотрел на его молитву и учебу и скащал: все хорошо. Но таких теилим со слезами как раньше он уже не говорит..
Рав как-то говорил, что есть хицони-пними-ацми. Хицони — внешний — это почти что ругательство в Хабаде. Это тот, кто «изображает из себя», пытаясь служить Вс-вышнему на ступени, которая вообще не его «Пними» — это уже ступень служения. У Ребе Рашаба это была почти что высшая похвала, которой мог удостоиться ученик Томхей Тмимим в Любавич. «Ацми» — это только отдельные люди в поколении, так рав тогда сказал. Он сказал «мой тесть (р. Моше Сегаль) был «ацми». Алтер Ребе в Тании говорит о том, что есть хицониют а-лев и пнимиют-а-лев (гл. 4 в Игерет аКодеш, одна из самых важных, на мой взгляд, в Тании). Если пнимиют-а-лев, внутренняя точка сердца, не раскрыта, это называется галут аШхина, изгнание Шхины. И это называется «сделал мила но не сделал прия» — см. там.
Одна из основных идей у рава что цимцум это не самоцель а условие творения. Эмуна подоьна цимцум. Но этл только первая састь. Дальше должен быть ьитахон заполняющий цимуум. Кав внутри цимуум. Это одна из цениралтных илей маамана эмуна и битахон. И основное отличие от восточных медитативных ррактик. Аналогично можно сказать, что отрицая наше фальшивое я, наше маленткое эго, наш фальшиввй имидж, мы толькотсозлаем условие доя раскрвтия нашего большого и настоящего Я. В этом вся суть. Увы, очень часто малограмотные учителя умеют очень хорошо обьяснить первую часть, и даже не подозревают о наличии второй.