Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

29

Поскольку большинство моих читателей, кажется, никогда не слышали о понятии «Новая Тора», понятии, являющемся одним из основных в хасидут Хабад, вот пару ссылок для ознакомления: Вот маамар Ребе, обьясняющий концепцию «Новая Тора от Меня выйдет» http://chassidus.ru/dvar_malchus/shvues5751.htm#_ftn4 Источник этого выражения: Вайикро Рабо гл. 13, 3
Я действительно не понимаю, что так непонятно большинству моих читателей? 250 лет назад начались «дни мошиаха». И по «версии» Любавич, и по версии Гаона. Что значит «дни Мошиаха»? Дни Мошиаха — это значит в мир пришли высокие души. Души дней Мошиаха. Новые души. Вся история человечества последних 250 лет — это как ведут себя эти новые души в старом мире и в старом иудаизме. Первым делом, понятно, они пытаются все разрушить до основания… Как распознать эти новые души? Это души, для которых истина и разум имеют определяющие значение, для которых уважение к человеческой личности имеет определеяющее значение.
Соотношение старого и нового это всегда соотношение клипы (оболочки) и плода. Старое порождает новое. Но старое же и пытается уничтожить то новое, из среды которого оно возникло. «Старый» иудаизм и «Новый» иудаизм — не исключение, а подтверждение правила. Рав Кук пытался создать «новый» иудаизм, иудаизм полный духа жизни и веры в человека. Сегодня его последователи возвращаются, в основном, к харейдимным стереотипам. Любавичский Ребе реформировал иудаизм. Сегодня его последователи — самые ярые противники каких-бы то ни было изменений.
Рав как то говорил что основной вопрос каббалы Ари это хицониюс и пнимиюс. Что такое хицониюс и что такое пнимиюс? Самый простой и самый точный ответ, это три плюс семь. Три первые сфиры, «мохин», «рош», голова, называются пнимиюс. Семь нижних сфирот, «тело», называются хицониюс. В любой структуре всегда есть «мохин» и «мидот», пнимиюс и хицониюс. Почему это столь важно? — Потому что к любой вещи, к любому событию в моей жизни, или в жизни людей вокруг меня, я могу отнестись с т.зр. хицониюс, и с тзр. пнимиюс. И как правило, взгляд этот будет различен, если не противоположен.
Собственно, именно этот урок рава послужил «почвой» для всех последних постов. Аризаль сказал, что есть цимцум. Что до «нашего» мира доходит ничтожно малая часть Б-жественного света. Что весь этот мир — полное ничто перед Ним. Пришел Баал Шем Тов и сказал, что цимцум — это «машаль», это на самом деле некая простая исходная модель. Но на самом деле Эйн Соф находистся внутри халаль, внутри мира после цимцум. Я это перевожу на язык психологии, что Баал Шем Тов открыл существование сверх=сознания, и что в сверх=сознании присутстсвует и раскрывается Б-жественная сущность.
В свете вышесказанного ясно, что когда Ребе сказал что «цадик это ацмут бегуф», ацмут облачившийся в тело, это не оговорка и не опечатка а основа основ учения Баал Шем Това. В более широком смысле это же можно сказать о каждом еврее. В психологическом аспекте это означает открытие подсознания, где и раскрывается ацмут. В смысле «авода» это означает что вместо того чтобы думать как я плох я должен думать о точке ацмут внутри себя. В научном смысле это означает отход от аристотелевской логики и переход к «квантовой» логике.
Масса вещей, о котлрых Ребе говорил, главное из которых это то что хасидут дает чедовеку ощущение что его служение «цорех гавоа», что как бы Сам Вс-вышний не может обойтись без него, что его служение важно для исполнения цели твтрения всех миров и тд — приобретает совмем другой смвсл в свете концепции «цимцум не по простому смыслу» как рав его обьясняет. Цимцум не по простому означает что ацмут реально находится внутри меня и внутри каждого. Может ли быть что либо более «мессианское» чем эта идея?
На самом банальном уровне. Если я смотрю на еврея и то, что я вижу это только то, что он грешник, сумашедший, хилони, или е..тый на голову «дос», мешихист, или просто идиот, который не плнимает глубины хасидут, или глубины идей *моего* рава — это означает только одно: что учение хасидизма не оказало на меня ровным счетом никакого влияния. Не изменило совершенно моего взгляда на мир. Что я так и остался миснагидом, не дай Б-г.. Выход только один: учить больше хасидут…