Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

22

Первое что я сделал когда начал делать тшуву — это перестал быть человеком… Так мне обьяснили, так я сам понял — что мицвот это важно. А быть человеком — это удел «простых смертных» Прийдя в Хабад, я скорее всего стал еще больше «не человек» А поехав в шлихут я окончательно превратился в «юберменч», несущего некую благую весть простым смертным, живущим за рубли… Мораль? Порядочность? Человечность? Ответственность? — Это для простых смертных. Ницше рулит… Когда я начал понимать что что то здесь не так?
Когда этот образ «супер-менча» начал давать трещину? Первая трещина — лет 12 назад. Мой первый визит к раву тогда же. Втора трещина — лет 10 назад. Третья трещина — полтора года назад когда начались проблемы со здоровьем, в результате чего я вынужден был оставить хайтек и.. вернуться в шлихут. Сбор денег на сайт — кроме того, что это просто необходимость и шлихут (есть шлиах который не собирает деньги? Хочешь быть шалиахом — умей собирать деньги!), это я бы сказал своего рода «экстремальный спорт». Более «острых ощущений» чем общение с потенциальными спонсорами в оффлайне и в онлайне — трудно себе представить…
И все же — как понять, какое у меня сердце — каменное или мясное? Или скорее — чем там больше — камня или мяса? Совсем камень — это раша, психопат. Совсем мясо — это цадик. Большинство — посередине где-то. Я думаю примерно так: камень — это как фарфоровая ваза. Сердце из камня — это как тонкий фаянс. Каждый удар — это страх. А вдруг треснет. А вдруг разобьется. А вдруг испачкается… Человек с сердцем из камня пребывает в постоянном страхе. Каждое замечание воспринимается как вызов, как оскорбление. Любая критика в твой адрес — это конец света. Даже шутка воспринимается как угроза, как «надо мной смеются»…
И все же. Где сидит мой главный страх (и если я сумею исправить его — наверное, остальное исправится тоже)? Ответ я нашел в прошлом году у рабби Нахмана. Рабби Нахман пишет, что «даагат а-парнаса» — страх остаться без денег — это «пятидесятые врата нечистоты». Собственно, в этом весь ответ. А вдруг мне не хватит денег дожить до следующего месяца? А вдруг банк перекроет мне счет (сколько людей живут с перекрытм счетом и ничего, живут себе..)? А вдруг… И тогда каждый нищий, каждый харейди который просит у меня пять шекелей — это мой личный враг. И я могу только процедить сквозь зубы — «иди работать, дос вонючий!»