04

Я "возвращаюсь к вопросу" а стоит ли "ломать копья"? Ну седьмое поколение, ну восьмое. Какая в сущности разница? Я где то у рава видел эту фразу, но в общем это отражает мое собственное восприятие. "Если нет Ребе нет хасидут".
Обычно мы рисуем структуру души снизу вверх. Снизу нефеш. Следующая ступень руах и тд. Йехида - это далекий макиф - где то над всем и далеко, поч и не видно. Однако когда я слышу в хасидут "эцем" сущность души, то мне рисуется структура души как раз наоборот В самом центре эцем-ашешама. Ядро. Дальше - электронное облако оболочек души - нешама, потом руах, потом нефеш. Что мне это дает? Хасидут это "ядерная реакция" (может термоядерная) "сносящая" оболочки "электронов" (разума) и обнажающая ядро.
Ну хорошо. Мы сказали что рав сидит в тюрьме. Пятизвездочной, как для арабских террористов. Но тюрьме. Но в сущности какое мне до этого дело? Ну сидит уже 24 года. Ну посидит еще... Проблема в том что если рав в тюрьме то все поколение тоже в тюрьме. Души людей которые могли прийти к раву и получить свободу - сидят вместе с ним в тюрьме. Вместе с равлм сидит в тюрьме Ребе, и семь поколений Рабеим Хабада, и Мошиах. У них там хорошая компания собралась...
Читаес на этой неделе главу Шлах. Основной урок, который учит Ребе из этой главы: не полагаться слишком на умозаключения разума. Ошибка разведчиков - которые вме были "люди праведные" - в том что они слишком положились на человеческий разум. И пришли к логичному заключению, что поставленная задача неисполнима. Она действительно неисполнима, по всем законам логики. Выше логики - да, исполнима. В этом состоит вся идея шлихут. Действовать выше логики. Как говорил рав на последнем уроке, разум должен осознать свою подчинкннуб роль. Другими словами человек должен понять что центр личности это отнюдь не разум
Когда Ребе Рашаб говорил о двух поколениях которые будут смеяться над мошиахом, могтли кому либо в голову прийти такой умопомрачителтный пшат? Что будет человек, внутри которого раскроется душа Мошиаха, душа Ребе. И все будут над нмм смеяться, называть его "мешуга" и т.д.
А вообще полезно иметь в виду, что "жанр" хасидизма - это "каббалистический пшат". И это настолько часто, что даже не оговаривается. Никому не приходило в голову, что придет поколение, которое будет считать что это "Раши на хумаш". Классический пример - это "Вовеки слово Твое стоит в Небесах" и обьясняет Баал Шем Тов и т.д. - начало Шаар аЙихуд, который мы сейчас учим в Тании. Пируш Баал Шем Това - это типичный "каббалистический пшат", по которому "Эти слова и эти буквы стоят в небесах и дают им жизнь".
Хазаль говорят, что "грешники при жизни считаются мертвыми". Что это в точности означает? В Тании говорится, что их постоянно посещают мысли о раскаянии, но они не хотят делать тшуву. Рав очень любит упоминать цитату из Ребе Рашаба (кстати, я искал но не нашел...) что "грех разрушает личность". Более специфично, пгам-брит разрушает личность. Точнее, "скрывает" личность. Можно понять, что это означает? Можно. И очень легко. Личность - на самом банальном уровне - это рцонот. Чего я хочу добиться в жизни. "Нефеш" означает рацон. Чего я хочу добиться? Чего я хочу достичь?
Я скажу еще проще. В той великой хабадской империи, над которой не заходит солнце, и которая везде, где есть кока-кола, почему-то не нашлось места для меня. Т.е., места как для частного человека - более чем достаточно. Как у арабов - дать им личные права - так и у меня - мои личные права никто никогда не ущемлял. И наоборот. Я всегда чувствовал, что никто против меня ничего _лично_ не имеет. И у меня осталось два выбора. Или "убиться ап стенку". Или найти альтернативу. Я, есс-но, выбрал поначалу первый вариант. И много лет пытался убиться ап-стенку. Почему-то, как ни странно, после очередной попытки убиться ап-стенку стенка раздвинулась (как в детской игре, Дум, кажется?) и в разьеме стены показался Рав... А остальное, как говорится, история..
Я хочу сказать еще что-то. Сколько из современных хабадских машпиим читали вообще что-нибудь, кроме хабадских текстов? Сегодня это буквально "фишка" сказать, что я ничего кроме рабеим не читаю. И как, спрашивается, они могут понять/обьяснить вообще что-то в сихот Ребе, каббалиста сына каббалиста, все сихот которого ал пи содот эльоним? Ам-аарцут, прав мой товарищ. Ам-аарцут. Мы читаем только Ребе и понимаем текст буквально. Йехи а-мелех! Ребе Рашаб, кстати, где то пишет, что когда-то каждый уважающий себя хасид был "баки" в Эц Хаим.
Вспомнилось. На одном из уроков - пару лет назад - рав сказал, что "духовные миры устроены просто, даже примитивно. Самое интересное - это здесь, в материальности." Нечто подобное я слышал тридцать с чем то лет назад от нашего преподавателя физики, Виктора Львовича Кагана, на 1 курсе МЭИС. Он всегда говорил "физика - самая простая наука". В том смысле, что настоящие сложности - это прикладная наука. Теоретическая наука всегда "проста", а прикладная - там начинаются реальные сложности. Собственно, это стало темой сегодняшнего урока. Я бы назвал это "прикладным иудаизмом".
Вообще, у рава есть удивительная способность: с одной стороны, это искренне верующий человек. В самом высоком смысле слова. С другой стороны - это способность смотреть на мир без розовых очков. Видеть вещи в их реальном свете. Как у него это получается? Кстати, рав называет это "тысяча светов" Моше рабейну, если кто знает этот Мидраш. Парадоксально, но истинно верующий человек должен быть реалистом. Таким был Ребе. Истинно верующим. При этом реалистом. Парадокс? Да! Один из тех парадоксов, который делает иудаизм (и особенно хасидизм) тем, что он есть. Религией жизни.
Ладно, хватит холиваров. Вот замечательный, "сладкий" отрывок из уроков рава по (его же) книге "Сод аШем". Оказывается, бывает Тора пророков и Тора душ. Открытая Тора - это Тора пророков. А сокровенная Тора - тора душ. И Тора душ выше, чем Тора пророков. И Тора Мошиаха - это будет Тора еврейских душ. "Хаверим макшивим" - помните, что Ребе об этом говорит в "Боси леГани"?

Запись опубликована в рубрике: .