Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

А вообще полезно иметь в виду что "жанр" хасидизма - это "каббалистический пшат"

А вообще полезно иметь в виду, что «жанр» хасидизма — это «каббалистический пшат». И это настолько часто, что даже не оговаривается. Никому не приходило в голову, что придет поколение, которое будет считать что это «Раши на хумаш». Классический пример — это «Вовеки слово Твое стоит в Небесах» и обьясняет Баал Шем Тов и т.д. — начало Шаар аЙихуд, который мы сейчас учим в Тании. Пируш Баал Шем Това — это типичный «каббалистический пшат», по которому «Эти слова и эти буквы стоят в небесах и дают им жизнь». И таких примеров масса. «Вс-вышний тень твоя» — и обьясняет Баал Шем Тов, что как тень следует за человеком, так Вс-вышний «отражает» человеческое сознание. «Знай все что свыше — от тебя» — зависит от тебя. «Знай откуда ты пришел» — «меаин» — из «аин», из Б-жественного ничто. И т.д. и т.п. Недавно был урок рава на гл. Бехукотай в Ликутей Тора, и рав обратил внимание, что Алтер Ребе обьясняет стих «алумейну леор панеха» совершенно противоположно пшату, и его это нимало не смущает. Это язык хасидизма, это стиль хасидизма. Тот, кто это не понимает — извините, бур и ам-аарец. Так и Ребе говорит «Яаков жив» — это «каббалистический пшат», хасидский пшат. Это не пшат материального мира. Я надеюсь, что я доступно обьясняю