Вспомнилось. На одном из уроков - пару лет назад - рав сказал, что "духовные миры устроены просто, даже примитивно. Самое интересное - это здесь, в материальности." Нечто подобное я слышал тридцать с чем то лет назад от нашего преподавателя физики, Виктора Львовича Кагана, на 1 курсе МЭИС. Он всегда говорил "физика - самая простая наука". В том смысле, что настоящие сложности - это прикладная наука. Теоретическая наука всегда "проста", а прикладная - там начинаются реальные сложности. Собственно, это стало темой сегодняшнего урока. Я бы назвал это "прикладным иудаизмом". В теории - все просто. На практике... Ну. Можно сказать еще "иудаизм для детей" и "иудаизм для взрослых".
Я почему-то считаю, что у баалей тшува нет "роскоши" залезть на полжизни в "детский сад". Им нужен сразу взрослый иудаизм. Со всем тем накалом страстей и борьбой идей, которая в нем есть. Не манная каша, в которой есть только одно мнение, и только одна версия, и оно единственно правильно и единственно верно.
Задача учителя - дать ученику весь спектр версий и мнений, все "семьдесят лиц" Торы. Пусть он сам найдет среди них свое лицо.
Рав время от времени поднимает вопрос, жив ли Ребе и в каком смысле.
Один из ответов (Пурим не помню какого года, беседа с Йехезкелем Софером) что есть "хай-мет-хадаш" (живой-мертвый-новый), и "хай" (живой, т.е., вечно живой Ребе) это "мохин-дэибур" (сознание зародыша), "мет" (мертвый) это "мойхин дейеника (сознание младенца), а "хадаш" (новый) это сознание взрослого человека.
В Торе вообще очень редко есть "правильно" или "неправильно". Для "ибур" правильно, что Ребе жив. Для младенца правильно, что Ребе умер. Для взрослого правильно, что есть новый Ребе.
Думайте сами, решайте сами...
А вера, Moshe Shperling вера это хорошо. Только вера - это катнут, как известно. Песах это вообще катнут. С этого все начинается, и к этому все возвращается. Только это катнут. Нельзя оставаться только в катнут