03
«Воспитателю следует остерегаться, чтобы не сделать своего воспитанника избыточно зависимым от себя. Это справедливо даже в отношении настоящего «Ребе». И тем более — со стороны «машпиа».
Подобное стремление со стороны «машпиа» — по сути, ничто иное как «гаава» (высокомерие) — которое, в свою очередь, ничто иное как самообожествление.
Также у воспитанника подобная зависимость — становится плодотворной почвой для распространения разного рода суеверий»
(Рав Ицхак Гинзбург, «Эса Эйнай», «Семь основ воспитания», стр. 193)
В Хасидизме часто говорится о трех ступенях — мазон, лвуш, баит. Пища, одежда, дом.
Пища — это «мемале», Свет, наполняющий миры. И соотв. ему служение — «авода пнимит».
Лвуш — это уже «макиф». Но «ближний макиф».
Баит — это «макиф рахок» — «дальний макиф».
В некотором смысле, наверное, можно обьяснить, что «макиф» — это некоторые общие идеи. А «авода пнимит» — это «детали реализации».
Невозможно заниматься только «авода пнимит» (самокопанием, исправлением мидот и тд) без надежного «макифа» (для начала, скажем, радости, о чем говорится в гл. 26 Тании)
Рабби Нахман вводит интересное понятие «митат а-лев». Букв. «Сердце умерло».
Человек жив, вроде. Но сердце его умерло. Ог ничего не помнит и ничего не чувствует. Живет на автомате
Есть урок Шагара на это учение рабби Нахмана (Тора 54)
Как уберечься от «остановки сердца»? — Рабби Нахман отвечает: «помниьь о будущем мире»
В этом постоянно меняющемся мире мы обязаны найти нечто неизменное. Некую безусловную точку опоры. Тогда наше сердце не остановится. Так я это понял
Урок Шагара постараюсь постепенно перевести