"Воспитателю следует остерегаться, чтобы не сделать своего воспитанника избыточно зависимым от себя. Это справедливо даже в отношении настоящего "Ребе". И тем более - со стороны "машпиа".
Подобное стремление со стороны "машпиа" - по сути, ничто иное как "гаава" (высокомерие) - которое, в свою очередь, ничто иное как самообожествление.
Также у воспитанника подобная зависимость - становится плодотворной почвой для распространения разного рода суеверий"
(Рав Ицхак Гинзбург, "Эса Эйнай", "Семь основ воспитания", стр. 193)
В Хасидизме часто говорится о трех ступенях - мазон, лвуш, баит. Пища, одежда, дом.
Пища - это "мемале", Свет, наполняющий миры. И соотв. ему служение - "авода пнимит".
Лвуш - это уже "макиф". Но "ближний макиф".
Баит - это "макиф рахок" - "дальний макиф".
В некотором смысле, наверное, можно обьяснить, что "макиф" - это некоторые общие идеи. А "авода пнимит" - это "детали реализации".
Невозможно заниматься только "авода пнимит" (самокопанием, исправлением мидот и тд) без надежного "макифа" (для начала, скажем, радости, о чем говорится в гл. 26 Тании)
Рабби Нахман вводит интересное понятие "митат а-лев". Букв. "Сердце умерло".
Человек жив, вроде. Но сердце его умерло. Ог ничего не помнит и ничего не чувствует. Живет на автомате
Есть урок Шагара на это учение рабби Нахмана (Тора 54)
Как уберечься от "остановки сердца"? - Рабби Нахман отвечает: "помниьь о будущем мире"
В этом постоянно меняющемся мире мы обязаны найти нечто неизменное. Некую безусловную точку опоры. Тогда наше сердце не остановится. Так я это понял
Урок Шагара постараюсь постепенно перевести