Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

31

«И когда человек изучает Тору, и не открывается ему в ней ничего нового, это потому, что его разум и постижение в ней в аспекте беременности. И это называется именем Яакова, ибо Яаков это аспект беременности (указывающей на изгнание). И тогда он должен кричать… И тот, кто изучает Тору, и не открывает в ней ничего нового, не должен учить других людей. Ибо, чтобы учить других, он должен говорить ясные, очищенные слова» (Ликутей Моаран, Тора 21) Когда рабби Нахман говорит об изучении Торы, в которых присутствуют «мохин» («разум», «мозг») — он не имеет в виду лишь понимание смысла прочитанного, не затрагивающее лично изучающего. Для рабби Нахмана изучение Торы — это когда она воздействует на самого изучающего. Когда тот обновляется и наслаждается Торой, которую он изучает.
«У каждого поколения свои толкователи» — не читай «толкователи», а читай «толкования». В каждом поколении есть свой «язык» толкования Торы, подходящий для этого поколения. У каждого поколения свой стиль толкований. И каждое поколение ищет в Торе что-то свое. Это «что-то» в каждом поколении различно. Важно, что есть какая-то тема, представляющаяся данному поколению супер-актуальной. И оно ищет ответы на свои вопросы в Торе. Рав Ицхак Гинзбург, «Эса эйнай», стр. 233
В последние годы в нашем религиозном обществе господствует «немецкий» подход: «Кого можно считать религиозным? — Того, кто исполняет заповеди!» Я исполняю заповеди. Акцент на «Я». До такой степени, что о Б-ге можно вообще забыть…. Есть другой вариант — сделать центром религии Б-га, а не человека.
Илан Арбель. Холистическая психотерапия и развитие личности *** Проторенные дороги и «зона полной уверенности» на самом деле не дают никакой уверенности. Они, в основном, оставляют нас маленькими и недовольными жизнью. Маленькими и разочарованными. Маленькими и испуганными. И самое страшное, они приучают нас сомневаться в себе и в своих силах, и ощущать внутри себя что мы недостойны, и нам не положено. И если ты недостоин, и тебе не положено, то не положено тебе наслаждаться и наполниться, и даже — запрещено тебе. Все представляются тебе празднующими праздник жизни, с радостью и легкостью, и только ты живешь со своим страхом, который становится все сильнее и сильнее.
136 Один из эпитетов Вс-вышнего у наших мудрецов – «маком». На русском звучит достаточно странно. «Маком» означает буквально «место». Мудрецы, правда, сразу обьясняют, что имеется в виду. «Он – место мира, а мир – не его место». Т.е., Он вмещает мир, а мир его не вмещает. Следующая беседа рава Фрумана своеобразно комментирует этот Б-жественный эпитет Вс-вышний называется «маком». «Барух а-маком ». Благословен Тот, кто предоставляет место для существования мира и человека. И Его Тора также должна давать место. Должна давать свободу. Предоставлять возможность. Предоставить возможность песне звучать.