Вспомнил про вот этот урок Йегуды Ифраха (иврит)
http://jewish-education.info/yehuda-yifrah/740728-2/
Для тех, кто читает только по русски - начал переводить (пока только притча Баал Шем Това, сам урок постараюсь перевести позже)
Баал Шем Тов на Тору. Гл. Ваэтханан, 9
«И рассеет Вс-вышний вас среди народов… и будете искать оттуда Вс-вышнего Б-га твоего и найдешь ты…»
Слышал я от учителя моего пример на одного торговца, который вышел в море, и море становилось все более бурным, и буря уже угрожала жизни, и один торговец стоял и молился, чтобы Вс-вышний даровал ему спасение в заслугу его скромной жены, и был там один гой-идолопоклонник, и удивился на этого торговца, который молился в заслугу жены, и тот ответил ему, что действительно, у него есть особенная, праведная жена. И сказал этот гой: «пойду и соблазню ее».
Если взять эту историю, как аллегорию на то, что происходит с народом Израиля в последних поколениях, то, на первый взгляд, Баал Шем Тов предвидит здесь весь процесс возвращения в Сион.
Сначала есть здесь эта женщина, брошенная мужем, народ Израиля, брошенный в Изгнание. И этот народ оставляет веру. Но это оставление веры не происходит из глубокого внутреннего желания — это жизненные обстоятельства заставляют его так поступать. Не позволяют вести себя иначе. Но даже в самом этом оставлении веры — мало того, что она делает то, что она делает «как будто бы ее схватил черт», от безысходности, из-за того, что ситуация вынуждает делать то, что она не желает. Кроме этого — все что она делает — она делает с ним. В сущности это Он. Только она об этом не знает.
Самое худшее что можно сделать с иудаизмом это преподавать его, как некую скучную абстрактную концепцию никак не затрагивающую говорящего (и само собой также оставляющего слушателя равнодушным)
В Торе вообще почти нет абстрактных истин. Почти все что говорится в Торе после сотворения мира - скществуетв некоем контексте. И вне этого контекста зачастую бессмвсленно, или тривиально, или жестоко, или просто глупо.
Тора по самой своей природе диалогична
Тора, лишенная диалога - в такой Торе нет жизни
Длинные тексты все равно никто не читает. А архаические тексты к тому же трудно воспринимаемы. Поэтому попытаюсь пересказать своими словами.
***
Баал Шем Тов рассказывает своим ученикам странную историю. Очень странную. Жил был один торговец. И была у него жена праведница. И как то раз, отправляясь по делам своего бизнеса на корабле, он страстно молился, чтобы Вс-вышний даровал ему спасение в заслугу его праведной жены.
На беду, его молитву услышал какой то гой-идолопоклонник. Услышал и стал смеяться. «Видали мы этих праведных женщин. Нет ни одной женщины, которую невозможно было соблазнить…»