Если взять эту историю, как аллегорию на то, что происходит с народом Израиля в последних поколениях, то, на первый взгляд, Баал Шем Тов предвидит здесь весь процесс возвращения в Сион.
Сначала есть здесь эта женщина, брошенная мужем, народ Израиля, брошенный в Изгнание. И этот народ оставляет веру. Но это оставление веры не происходит из глубокого внутреннего желания — это жизненные обстоятельства заставляют его так поступать. Не позволяют вести себя иначе. Но даже в самом этом оставлении веры — мало того, что она делает то, что она делает «как будто бы ее схватил черт», от безысходности, из-за того, что ситуация вынуждает делать то, что она не желает. Кроме этого — все что она делает — она делает с ним. В сущности это Он. Только она об этом не знает.
Если хотите, все основы учения Ижбицкого Ребе — в этой истории, рассказанной Баал Шем Товом.
Но в конечном счете, когда она уже находится на самом дне — что она делает? — Она просто сбрасывает с себя иго «мужа». Она переодевается в мужчину. Она теряет свою женственность, забывает об этом. И она выходит, чтобы действовать самостоятельно в мире, действовать — без Него.
Она также разгневана на него. Есть у нее неразрешенная система взаимоотношени й. Она ненавидит его. Она находится в пост-травме. Она пережила от Него очень болезненное переживание, она чувствует себя брошенной и отверженной. Эдипов комплекс, или еще какой-то комплекс. И она отбрасывает все. И зарабатывает кучу денег. Но эта куча денег позволяет ей вернуться к Нему совершенно из другого места. Она не возвращается к нему назад «тряпкой», о которую можно и дальше вытирать ноги. Она приходит назад с позиции силы и самостоятельности. Можно увидеть в этом аллегорию на феминизм. Она возвращается с силой и мощью. И лишь когда она возвращается с силой и мощью — Он способен вдруг увидеть, что она делала на самом деле.
(из урока Йегуды Ифраха)