Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ну еще один вывод из баталии Pinchas Polonsky vs Efim Svirsky (Извините Ефим ничего личного но таково

Ну еще один вывод из баталии Pinchas Polonsky vs Efim Svirsky (Извините, Ефим, ничего личного, но таково мое впечатление). Похоже что современные харейдим вообще не в теме, и вообще не знают, почему они против государства и против сионизма и почему это не «геула». Они знают, что они — против. Их так воспитали. Их так научили. Сколько нибудь серьезных самостоятельных изысканий они не проводили. Т.е., мы не знаем почему, но мы против. И поэтому в дискуссии звучат какие то научно-фантастические мидраши Ефима Свирского, где невообразимым образом перемешаны галаха, хасидут, средневековая философия, мидраш. На прямую цитату из Магарала, определяющую понятия галут и геула следует ответ «не знаю, не в курсе, посмотрю». Аргумент о гиюрим — основательно перевранная цитата из Гемары. На просьбу уточнить смысл (и соотв. цитату объясняющую что значит двуим дхуфим) — следует научно фантастический ответ о том, что галаха определяет реальность… Ааа! Санитары!!! Я не знаю, Ефим, но чисто дружеский совет. Напишите мейл какаому нибудь знакомому харейдимному раву, попросите его вкратце объяснить, в чем яблоко раздора между харейдим и дати-леуми. Начните хотя бы отсюда, что ли https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%97%D7%A1_%D7%94%D7%97%D7%A8%D7%93%D7%99%D7%9D_%D7%9C%D7%A6%D7%99%D7%95%D7%A0%D7%95%D7%AA На вопрос, для чего я подсказываю аргументы своим оппонентам, ответ: очень просто. Когда границы спора определены — то есть о чем спорить. И не во всем нужно спорить, а где то можно идти вместе. И как уже писалось, что на личном уровне Рав Кук и Хазон Иш прекрасно находили общий язык. Но когда махлокет становится метафизическим, когда сионизм просто представляется как «большой сатан», а религиозный сионизм — как «маленький сатан» — то тогда понятно, что от религиозных сионистов нужно отгородиться высокой и крепкой стеной. И чем выше и крепче — тем лучше. ************** В качестве заметки на полях. Меня всегда удивляло, сколько кипот сругот приходят в Хабад учить хасидут. И как известно, тчо во многих дати-леуми ешивах изучают хасидут. Обратное — неверно. Почти нет харейдим которые идут к кипот сругот учиться. Некоторые видят в этом доказательство превосходства харейдим и хабад над «кипа сруга». Я представляю иначе. «Сругим» воспитываются в открытости и уважении к чужому мнению и интеллектуальному поиску. Поэтому лдя них естественно искать и развиваться. В том числе в сторону хасидизма. А харейдизм (в т.ч. хабадский) надевает человеку шоры на глаза. Ставит ему очень жесткие мировоззренческие рамки. Поэтому — «оставь надежды всяк сюда входящий». Трудно встретить харейди, у которого еще сохранились остатки самостоятельной мысли. **** Я помню несколько лет назад я принес совершенно невинную листовку рава Шерло по поводу Симхат Тора. Боже, что там началось! Дело чуть до драки не дошло! Причем на вопросы к раву Г, знаком ли он лично с равом Ш., читал ли его труды и т.д .- ответом было решительное нет. Не знаком, не знаю, не участвовал, не привлекался. И если рав общины на это так смотрит, что же говорить о простых смертных? Если бы я «плейбой» принес бы — наверное была бы лучше реакция 🙁 То же я наблюдаю и в последние полтора года в Нетании. Два хабадских рава, с которыми я более-менее общаюсь — тотально, фантастически неграмотны в дати-леумишных делах и текстах. Не знают, не читают, не интересуются, и не хотят знать. Только знают — что «Ребе был против сионизма». И все. Не знаю, кого как, но меня это в свое время убедило больше чем что бы то другое, что истину нужно искать самостоятельно и не обязательно под хабадским (харейдимным) фонарем… (мое личное мнение, которое я никому не навязываю) Моадим ле симха