Ну еще один вывод из баталии Pinchas Polonsky vs Efim Svirsky (Извините, Ефим, ничего личного, но таково мое впечатление).
Похоже что современные харейдим вообще не в теме, и вообще не знают, почему они против государства и против сионизма и почему это не "геула". Они знают, что они - против. Их так воспитали. Их так научили. Сколько нибудь серьезных самостоятельных изысканий они не проводили.
Т.е., мы не знаем почему, но мы против.
И поэтому в дискуссии звучат какие то научно-фантастические мидраши Ефима Свирского, где невообразимым образом перемешаны галаха, хасидут, средневековая философия, мидраш. На прямую цитату из Магарала, определяющую понятия галут и геула следует ответ "не знаю, не в курсе, посмотрю". Аргумент о гиюрим - основательно перевранная цитата из Гемары. На просьбу уточнить смысл (и соотв. цитату объясняющую что значит двуим дхуфим) - следует научно фантастический ответ о том, что галаха определяет реальность...
Ааа! Санитары!!!
Я не знаю, Ефим, но чисто дружеский совет. Напишите мейл какаому нибудь знакомому харейдимному раву, попросите его вкратце объяснить, в чем яблоко раздора между харейдим и дати-леуми. Начните хотя бы отсюда, что ли https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%97%D7%A1_%D7%94%D7%97%D7%A8%D7%93%D7%99%D7%9D_%D7%9C%D7%A6%D7%99%D7%95%D7%A0%D7%95%D7%AA
На вопрос, для чего я подсказываю аргументы своим оппонентам, ответ: очень просто. Когда границы спора определены - то есть о чем спорить. И не во всем нужно спорить, а где то можно идти вместе. И как уже писалось, что на личном уровне Рав Кук и Хазон Иш прекрасно находили общий язык.
Но когда махлокет становится метафизическим, когда сионизм просто представляется как "большой сатан", а религиозный сионизм - как "маленький сатан" - то тогда понятно, что от религиозных сионистов нужно отгородиться высокой и крепкой стеной. И чем выше и крепче - тем лучше.
В качестве заметки на полях. Меня всегда удивляло, сколько кипот сругот приходят в Хабад учить хасидут. И как известно, тчо во многих дати-леуми ешивах изучают хасидут. Обратное - неверно. Почти нет харейдим которые идут к кипот сругот учиться.
Некоторые видят в этом доказательство превосходства харейдим и хабад над "кипа сруга". Я представляю иначе. "Сругим" воспитываются в открытости и уважении к чужому мнению и интеллектуальному поиску. Поэтому лдя них естественно искать и развиваться. В том числе в сторону хасидизма. А харейдизм (в т.ч. хабадский) надевает человеку шоры на глаза. Ставит ему очень жесткие мировоззренческие рамки. Поэтому - "оставь надежды всяк сюда входящий". Трудно встретить харейди, у которого еще сохранились остатки самостоятельной мысли.
Я помню несколько лет назад я принес совершенно невинную листовку рава Шерло по поводу Симхат Тора. Боже, что там началось! Дело чуть до драки не дошло!
Причем на вопросы к раву Г, знаком ли он лично с равом Ш., читал ли его труды и т.д .- ответом было решительное нет. Не знаком, не знаю, не участвовал, не привлекался. И если рав общины на это так смотрит, что же говорить о простых смертных? Если бы я "плейбой" принес бы - наверное была бы лучше реакция :(
То же я наблюдаю и в последние полтора года в Нетании. Два хабадских рава, с которыми я более-менее общаюсь - тотально, фантастически неграмотны в дати-леумишных делах и текстах. Не знают, не читают, не интересуются, и не хотят знать. Только знают - что "Ребе был против сионизма". И все.
Не знаю, кого как, но меня это в свое время убедило больше чем что бы то другое, что истину нужно искать самостоятельно и не обязательно под хабадским (харейдимным) фонарем...
(мое личное мнение, которое я никому не навязываю) Моадим ле симха