Еще один промежуточный итог по дисскуссии Pinchas Polonsky Efim Svirsky
Еще один промежуточный итог по дисскуссии Pinchas Polonsky Efim Svirsky.
В начале двадцатого века многие выдающиеся раввины видели в сионизме смертельную угрозу для иудаизма, более опасную чем «аскала». Отсюда их противодействие сионизму, и созданному сионистами государству. Подобно этому, современные харейдим видят в религиозном сионизме угрозу ортодоксии. В этом причина их противодействия религиозному сионизму, и отрицания идеи «итхалта дигеула». Все остальное — всего лишь асмахты для определенной идеологической позиции.
Я повторюсь, что мне представляется здесь явная аналогия между отношением к сионизму сегодня и отношением к хасидим 250 лет назад. 250 лет назад было чего опасаться хасидизма. 100 лет назад тоже было чего опасаться сионизма. Сегодня — те, кто продолжают борьбу с хасидами — делают это отнюдь не ле-шем шамаим, как об этом подробно говорил Любавичский Ребе.
Аналогично можно заключить в отношении религиозного сионизма. Сегодня когда все ширится движение «хардалим» — национально-религиозно-харейдимного лагеря — прежние опасения, что сионизм уводит от религии — выглядят безосновательными.
Сто лет назад было не ясно, кто прав — Ребе Рашаб или рав Кук. Сам рав Кук в конце своей жизни высказывал сомнения в правильности своего пути.
Сегодня — более чем ясно. Осталось только найти достаточно интеллектуально честных людей, способных в этом признаться, и прекратить махлокет, не имеющий отношения к нашему поколению. К сожалению, этого не происходит, и наоборот, чем более усиливается религиозный сионизм — тем больше становится «ревность» харейдим к нему.
Это не значит, что мне все нравится в религиозном сионизме. Отнюдь. Я не сторонник «пакетных сделок». Но говорить сегодня о том, что религиозный сионизм это лишь вывеска для национализма — по-просту не серьезно.
На мой взгляд — в этом суть, а отнюдь не в определении понятий «галут» или «геула»
======
Рабби Нахман считает махлокет единственным творением, и движущей силой творения. Попытаемся вслед за рабби Нахманом найти позитив в этом махлокет между харейдим и религиозным сионизмом.
У религиозного сионизма есть два фланга. Правый и харейдимный — смыкающийся с ортодоксией. И усиливающийся год от года.
И левый, иногда опасно сближающийся с реформой. См. постановления о чтении Мегилы женщинами, недавние выступления Бейт Гилель по поводу гомосексуалов и т.д. И конечно же вопрос гиюров. Если вопросы гомосексуализма и чтения мегилы женщинами вполне маргинальны, на мой взгляд, то вопрос гиюра касается самой сути существования еврейского народа. И тут я. честно. с харейдим.
Поэтому, существование обоих лагерей позитивно, и определенное напряжение между ними продуктивно. И здесь вообще нет вопроса кто прав, а кто неправ. Все вместе создает ту уникальную структуру еврейской жизни, которая есть здесь в Израиле. И нет смысла переубеждать харейдим в том, что у них недостаточно вязаные кипы. Можно только предложить такую опцию для тех, кого слишком сковывает черная кипа.