Еще один промежуточный итог по дисскуссии Pinchas Polonsky Efim Svirsky

Еще один промежуточный итог по дисскуссии Pinchas Polonsky Efim Svirsky.

В начале двадцатого века многие выдающиеся раввины видели в сионизме смертельную угрозу для иудаизма, более опасную чем "аскала". Отсюда их противодействие сионизму, и созданному сионистами государству. Подобно этому, современные харейдим видят в религиозном сионизме угрозу ортодоксии. В этом причина их противодействия религиозному сионизму, и отрицания идеи "итхалта дигеула". Все остальное - всего лишь асмахты для определенной идеологической позиции.

Я повторюсь, что мне представляется здесь явная аналогия между отношением к сионизму сегодня и отношением к хасидим 250 лет назад. 250 лет назад было чего опасаться хасидизма. 100 лет назад тоже было чего опасаться сионизма. Сегодня - те, кто продолжают борьбу с хасидами - делают это отнюдь не ле-шем шамаим, как об этом подробно говорил Любавичский Ребе.

Аналогично можно заключить в отношении религиозного сионизма. Сегодня когда все ширится движение "хардалим" - национально-религиозно-харейдимного лагеря - прежние опасения, что сионизм уводит от религии - выглядят безосновательными.

Сто лет назад было не ясно, кто прав - Ребе Рашаб или рав Кук. Сам рав Кук в конце своей жизни высказывал сомнения в правильности своего пути.

Сегодня - более чем ясно. Осталось только найти достаточно интеллектуально честных людей, способных в этом признаться, и прекратить махлокет, не имеющий отношения к нашему поколению. К сожалению, этого не происходит, и наоборот, чем более усиливается религиозный сионизм - тем больше становится "ревность" харейдим к нему.

Это не значит, что мне все нравится в религиозном сионизме. Отнюдь. Я не сторонник "пакетных сделок". Но говорить сегодня о том, что религиозный сионизм это лишь вывеска для национализма - по-просту не серьезно.

На мой взгляд - в этом суть, а отнюдь не в определении понятий "галут" или "геула"

====== Рабби Нахман считает махлокет единственным творением, и движущей силой творения. Попытаемся вслед за рабби Нахманом найти позитив в этом махлокет между харейдим и религиозным сионизмом.

У религиозного сионизма есть два фланга. Правый и харейдимный - смыкающийся с ортодоксией. И усиливающийся год от года.

И левый, иногда опасно сближающийся с реформой. См. постановления о чтении Мегилы женщинами, недавние выступления Бейт Гилель по поводу гомосексуалов и т.д. И конечно же вопрос гиюров. Если вопросы гомосексуализма и чтения мегилы женщинами вполне маргинальны, на мой взгляд, то вопрос гиюра касается самой сути существования еврейского народа. И тут я. честно. с харейдим.

Поэтому, существование обоих лагерей позитивно, и определенное напряжение между ними продуктивно. И здесь вообще нет вопроса кто прав, а кто неправ. Все вместе создает ту уникальную структуру еврейской жизни, которая есть здесь в Израиле. И нет смысла переубеждать харейдим в том, что у них недостаточно вязаные кипы. Можно только предложить такую опцию для тех, кого слишком сковывает черная кипа.

Запись опубликована в рубрике: .