Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

16

Б-г как известно есть свет. Соответственно, свет не есть творение — это было и до того. Настоящее творение — это тьма, и так мы говорим в молитве «боре хошех» — творящий тьму. О тьме сказано «боре» — творение из ничто, о свет сказано «йоцер ор» — это лишь «йецира» — изменение формы. Возможно, поэтому в Торе говорится «выбери жизнь» — что это далеко не так однозначно и очевидно, как может показаться Ведь если жизнь так хорошо, а смерть так плохо — почему же Тора говорит «выбери жизнь»? Я думаю можно смело утвреждать, что два основных инстинкта человечества — это стремление к жизни и стремление к смерти — самоуничтожению.
Оппонентов нет. Есть хамы и клеветники В психологии это кажется называется «расстановка». Тебе навязывают некие заведоио проигрышные правила игры. Если ты их принимаешь — считай ты уже проиграл. Выход — ломать ИХ правила игры, и играть по своим правилам. Авраам, как известно, разбивал идолов. Может, он тоже ломал принятые (в его обществе) правила игры?
(по мотивам уроков рава Гинзбурга) Материнское чрево на Святом языке называется также קבר («могила»). Лишний раз учит нас, насколько жизнь и смерть связаны друг с другом Перефразируя известную песню, «если вы не умираете — то Вам ни не жить». Человек, не готовый «умереть» — закрыть предыдущую страницу своей жизни, закрытть какой то этап своей биографии, услышать критику в свой адрес — не жизнеспособен. Тшува, в сущности, это смерть. Смерть предыдущей ступени точно. Все, что было до того — зачеркивается. Все начинается снова, с нуля. Смерть, предшествующая жизни, и смерть, порождающая жизнь.
Шая Вселюбский: Есть люди, обладающие фантастической способностью подделывать дружбу и любовь, с пламенным даром изобразить жертву или невозможную страсть. Возникает ощущение – любой жизненный опыт отступает перед такой ловкой неискренностью. Неясно, где раздают инструменты, которыми разбирают всю эту механическую конструкцию с припрятанным заводом. Вернее, я об этом ничего не знаю. Настоящая Клэр ничего не ждет – ни лучшей выгоды от своего особняка, ни любви и понимания от посетителей заведения, (во всех смыслах «напротив дома»), которые испытывают ее феноменальную память. Олдман поверил, что есть человек, который нуждается в нем и необходим ему больше всего на свете, больше работы, больше собственной коллекции (с настоящим портретом Самари: это мы только думали, что в Пушкинском у нас Ренуар). Когда эту веру отнимают, большинство людей уже неспособно вернуться к нормальной жизни. Кто становится затворником, кто алкоголиком, кто сходит с ума, кто снаряжается невыносимым цинизмом. Я знал людей, которых чудом вытащили из петли. Фильм вряд ли можно отнести к произведениям искусства, но в нем так много сказано о подделках, что весь он – два часа абсолютной правды.
Если продолжить «распараллеливание» с мужским и женским началом — то получится что мужское начало — сфират йесод — называется, как известно «хай векайом» — «живой и вечный». Получится, что женщинам достанется противоположность жизни. (Снова — первое, что сделала женщина после своего сотворения — принесла смерть в этот мир) Может быть, об этом говорит стих «и я нахожу горче смерти… женщину» и «параллельно» «нашел жену нашел жизнь». Т.е., женское начало — само по себе — это противоположность жизни. Мужское начало, соединяясь с женским — дает жизнь обоим.
בסוף הפרשה שלנו כמעט והקריבו את יצחק על גבי המזבח עולה תמימה. בתחילת פרשת שבוע הבא — הוא מתחתן. כנראה שזה קשור 🙂 В конце нашей главы Ицхака почти что принесли в жертву всесожжения на жертвеннике. В начале следующей главы он женится. По-видимому это связанные вещи 🙂
Для моей мамы память о ее родителях была свята. Я очень хорошо помню, что году так в 83-84, когда я только начал ходить в синагогу (в Москве) — на Рош аШана и на Йом Кипур устраивали почти что получасовой перерыв на «изкор». Изкор — это было свято. Трудно сказать, с чем это связано — нашему поколению, кажется, это не передалось. Трудно сказать, почему. Может, от того, что на с детства учили, что жизнь это способ сущестования белковых тел, а из подсознания, понятно, это никуда не делось. Может, еще почему-то — не знаю. Могу только сказать, что то поколение любило жизнь и умело жить — несмотря на все трудности. Мы — хороший вопрос… Конечно, у всех по-разному. Я могу говорить только за себя.
Ребе был человеком поколения моей мамы (чуть старше — не принципиально). Его отношение к своему умершему тестю очень по-человечески понятно. Да, так то поколение относилось к своим мертвым. Они были живы в их памяти. Нашему поколению это непонятно — и тем более следующему поколению. Отсюда — мешихизм.