Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Б-г как известно есть свет

Б-г как известно есть свет. Соответственно, свет не есть творение — это было и до того. Настоящее творение — это тьма, и так мы говорим в молитве «боре хошех» — творящий тьму. О тьме сказано «боре» — творение из ничто, о свет сказано «йоцер ор» — это лишь «йецира» — изменение формы. Возможно, поэтому в Торе говорится «выбери жизнь» — что это далеко не так однозначно и очевидно, как может показаться Ведь если жизнь так хорошо, а смерть так плохо — почему же Тора говорит «выбери жизнь»? Я думаю можно смело утвреждать, что два основных инстинкта человечества — это стремление к жизни и стремление к смерти — самоуничтожению. Это логика Творения. Возможно, поэтому первая история после творения и греха познания — это история убийства Действие есть жизнь. Бездействие — смерть. Слово есть жизнь. Молчание — ее противоположность. На самом деле этот выбор — «выбери жизнь» — существует в каждый заданный момент времени. Когда мы говорим — какие слова мы выбираем — дарующие жизнь или несущие смерть? Можно ли говорить лишь одним языком жизни (и добра)? Или такой речи не будет доставать динамики, внутреннего напряжения и аутентичности?