14

рав Гинзбург как то прокомментировал известный "йом йом". В Йом Йом говорится, что нужно смотреть на каждого еврея как он находится в "первичной мысли Первочеловека" (такая сложная каббалистическая формулировка. В общем, в первичной мысли Вс-вышнего) Рав тогда сказал две вещи. 1) Что "настоящий Ребе" - тот,кто может смотреть на человека, как он находится в "первичной мысли Творца" 2) Что значит смотреть на человека как он находится в первичной мысли? Это значит не лепить этикеток. Мы любим лепить этикетки. Этот - дос, этот - хилони. Этот - хабадник, этот - мисгнагид. А этот - вообще сумасшедший мешихист...
Часто, выезжая из нашего реховотского религиозного квартала, и направляясь на работу в Тель Авив, я вдруг ощущаю - на один только момент, но при этом очень отчетливо - некий дух свободы, некое духовное парение? Это только один момент, но при этом очень отчетливо. Может быть потому, что я вдруг освобождаюсь - по крайней мере, до ближайшего вечера - от этих бесконечных религиозных войн и религиозных споров - в каком поколении мы живем что произошло в гимел тамуз жив ли любавичский Ребе, или рав Гинзбург он Ребе или нет, и проч. и проч. И вдруг оказываюсь в большом мире, которому, по большому счету нет никаого дела до того, когда прйдет Мошиах, и будет ли он хабадником или миснагидом, и нужно ли молиться вовремя или нет, и все остальные чрезвычайно важные и нужные моменты, вокруг которых кипит интеллектуальная жизнь местечка.
Мне зачастую кажется, что религиозные люди часто концентрируются на вещах второстепенных и третьестепенных, а на вещи действительно важные уже не остается времени и сил. Одно время в московской ешиве работал незабвенный Моше Н. (работал очень долго, на самом деле). У этого Моше М. был обычай - с новоприбывшими учениками он начинал учить Шулхан Арух с самого начала. Кто помнит - Шулхан Арух начинается с правил поведения в туалете... Каким пальцем какой руки следует вытирать ж...у -это, безусловно, очнеь важно и очень Б-жественнно, и часть устной Торы, и не дай Б-г отрицать это. Но почему же с этого надо начинать? - Я так и не получил ответа.
Сегодня с утра начал слушать урок р. Хагая Лондина - о религиозном значении "еспед" (оплакивания) умершего талмид хахама. Это, действительо, "мешихи" - мессианская черта - то общество, на которое покойный рав Овадия так обрушивался при жизни - видит религиозный долг в оплакивании умершего мудреца
Тора дана один раз на все поколения. Зот аТора адам - Тора подобна человеку. В Торе тоже есть голова, руки, ноги и все остальные органы. И также человеческие души - есть души в аспекте головы, рук, ног и всего остального. И также поколения - есть голова, а есть пятки (см. в начале книги Тания например). Наше поколение, в общем, называется "пятками Мошиаха" - также в том смысле, что наше поколение - это "пятки" некоего глобального духовного тела, "Адама" Это, в общем то, общеизвестно, и часто цитируемо в Хабадской литературе - начиная от Тании и далее.

Запись опубликована в рубрике: .