Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

14

рав Гинзбург как то прокомментировал известный «йом йом». В Йом Йом говорится, что нужно смотреть на каждого еврея как он находится в «первичной мысли Первочеловека» (такая сложная каббалистическая формулировка. В общем, в первичной мысли Вс-вышнего) Рав тогда сказал две вещи. 1) Что «настоящий Ребе» — тот,кто может смотреть на человека, как он находится в «первичной мысли Творца» 2) Что значит смотреть на человека как он находится в первичной мысли? Это значит не лепить этикеток. Мы любим лепить этикетки. Этот — дос, этот — хилони. Этот — хабадник, этот — мисгнагид. А этот — вообще сумасшедший мешихист…
Часто, выезжая из нашего реховотского религиозного квартала, и направляясь на работу в Тель Авив, я вдруг ощущаю — на один только момент, но при этом очень отчетливо — некий дух свободы, некое духовное парение? Это только один момент, но при этом очень отчетливо. Может быть потому, что я вдруг освобождаюсь — по крайней мере, до ближайшего вечера — от этих бесконечных религиозных войн и религиозных споров — в каком поколении мы живем что произошло в гимел тамуз жив ли любавичский Ребе, или рав Гинзбург он Ребе или нет, и проч. и проч. И вдруг оказываюсь в большом мире, которому, по большому счету нет никаого дела до того, когда прйдет Мошиах, и будет ли он хабадником или миснагидом, и нужно ли молиться вовремя или нет, и все остальные чрезвычайно важные и нужные моменты, вокруг которых кипит интеллектуальная жизнь местечка.
Мне зачастую кажется, что религиозные люди часто концентрируются на вещах второстепенных и третьестепенных, а на вещи действительно важные уже не остается времени и сил. Одно время в московской ешиве работал незабвенный Моше Н. (работал очень долго, на самом деле). У этого Моше М. был обычай — с новоприбывшими учениками он начинал учить Шулхан Арух с самого начала. Кто помнит — Шулхан Арух начинается с правил поведения в туалете… Каким пальцем какой руки следует вытирать ж…у -это, безусловно, очнеь важно и очень Б-жественнно, и часть устной Торы, и не дай Б-г отрицать это. Но почему же с этого надо начинать? — Я так и не получил ответа.
Сегодня с утра начал слушать урок р. Хагая Лондина — о религиозном значении «еспед» (оплакивания) умершего талмид хахама. Это, действительо, «мешихи» — мессианская черта — то общество, на которое покойный рав Овадия так обрушивался при жизни — видит религиозный долг в оплакивании умершего мудреца
Тора дана один раз на все поколения. Зот аТора адам — Тора подобна человеку. В Торе тоже есть голова, руки, ноги и все остальные органы. И также человеческие души — есть души в аспекте головы, рук, ног и всего остального. И также поколения — есть голова, а есть пятки (см. в начале книги Тания например). Наше поколение, в общем, называется «пятками Мошиаха» — также в том смысле, что наше поколение — это «пятки» некоего глобального духовного тела, «Адама» Это, в общем то, общеизвестно, и часто цитируемо в Хабадской литературе — начиная от Тании и далее.