Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12

Тора предписывает нам трефное (то, что не кошерно) бросать собакам. Речь в данном случае идет о некошерном мясе. Средневековый комментатор Баалей Тосафот выводит из этого повеления нравственный урок. Он так разъясняет ситуацию. Обычно собака охраняет скот. Но вот дикий зверь подобрался к стаду и растерзал овцу (хотя овца — кошерное животное, в данном случае мясо растерзанной овцы трефное, некошерное). Это означает, что собака со своей работой не справилась, не сумела прогнать зверя. Что в этом случае должен делать пастух? Примерно наказать собаку? Если пастух живет по законам Торы, он отдаст собаке растерзанную овцу.
В словах «Лех леха» содержится указание в служении Б-гу для каждого человека – как на уровне служения сверху вниз и снизу вверх, так и в самом служении внизу. (Ликутей Сихот, т. 1 гл. Лех) http://chassidus.ru/likutey_sichoys/bereyshis/1/lech_lecha.htm Сиха достаточно известная, нет смысла ее пересказывать (может имеет смысл прочитать). Мне кажется наиболее интересной та динамика, которую Ребе обнаруживает в «Лех леха». Так или иначе в «Лех леха» есть движение сверху вниз, и движение снизу вверх.
Одна из любимых тем у рава Гинзбурга — «динамика» буквы алеф. (например, в книге «нефеш брия») Алеф — это йуд наверху, йуд внизу, и вав, который их соединяет. Обычно эта модель применяется для рассмотрения семейных отношений, но понятно, что семейные отношения, в свою очередь являются универсальной моделью для любых взаимоотношений. Рав объясняет, что изначально в «алеф» верхний йуд (мужское начало) «смотрит» наверх. А нижний «йуд» (женское начало) смотрит вниз. Соответственно, они друг друга в упор не видят. «Тикун» заключается в том, чтобы «повернуть» эти йуды друг к другу. Верхний йуд должен повернуться вниз. Нижний йуд должен повернуться вверх. Тогда из состояния «ахор беахор» (спиной к спине, взаимонепонимание, бесконечные обиды и претензии) человек (семья, общество, община и т.д.) переходят в состояние «паним бепаним» (лицом к лицу, взаимопонимание и взаимообогащение)
В мире хаоса нет жалости. «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли»? Именно поэтому в мире хаоса невозможно ничего построить. А то, что построено — неизбежно будет разрушено — «вайимлох вайамот» («и воцарился… и умер») Чтобы построить что-то стоящее в жизни, требуется очень много рахманут — жалости, взаимопонимания, милосердия. Олам хесед йибанэ (Милосердие строит мир). Билъам (см. один из последних постов) — это типичный «мир хаоса». Поэтому в тот момент, когда «что-то не совсем так» — все уже не имеет смысла. Предыдущие заслуги уже не имеют значения. «Был бы меч в моей руке — убил бы тебя».
Из рава Гинзбурга. «Расскажи мне всю Тору, пока я стою на одной ноге»… «Не делай другому того, что не желаешь себе» Рав объясняет (на опширниш одного из своих внуков — в Рамат Авив года два назад): Ребенок в возрасте одного года уже умеет стоять на двух ногах. Ребенок в возрасте двух лет — уже может стоять на одной ноге. — Чего больше всего боится двухлетний мальчик, стоящий на одной ноге? — Что кто-нибудь подойдет к нему сзади и столкнет его, и он упадет. Дальше рав сказал: Каждый из нас в чем-то «стоит на одной ноге». У каждого есть свои слабости, свои сложности в жизни. Больше всего мы боимся, что кто-то обнаружит эти наши слабости, и начнет «сыпать соль на раны», и наступать на больную мозоль.