В словах «Лех леха» содержится указание в служении Б-гу для каждого человека – как на уровне служения сверху вниз и снизу вверх, так и в самом служении внизу. (Ликутей Сихот, т. 1 гл. Лех) http://chassidus.ru/likutey_sichoys/bereyshis/1/lech_lecha.htm Сиха достаточно известная, нет смысла ее пересказывать (может имеет смысл прочитать). Мне кажется наиболее интересной та динамика, которую Ребе обнаруживает в "Лех леха". Так или иначе в "Лех леха" есть движение сверху вниз, и движение снизу вверх. Ребе объясняет "сверху вниз" как опускание души с вершин Б-жественности и духовности в материальный мир. А "снизу вверх" как служение человека в этом мире. Можно прочитать сиху "статически" и на этом остановиться. Можно прочитать ее "динамически". Сиха описывает два движения в служении - сверху вниз и снизу вверх. Детали реализации могут отличаться. Важны именно движения.
Если читать эту сиху динамически, то также в служении человека в этом мире можно обнаружить "сверху вниз" и "снизу вверх".
Совсем просто - есть два типа душ. Есть души, по своей природе устремленные "вверх". И есть души, по своей природе устремленные "вниз"
Для души, устремленной "вверх" - основная работа заключается в том, чтобы идти "вниз". Для души, устремленной "вниз" - основная работа в том, чтобы полняться наверх. Общее правило таково, что служение, которое требуется от человека, противоположно природе человека. Тот, кому хорошо "вверху" - должен идти вниз. Тот, кому и внизу неплохо - должен стремиться "наверх"
Есть известная история, как к Алтер Ребе пришел один человек, и сказал, что он мечтает заниматься бизнесом. И стал перечислять, как он талантлив, как он успешен, как он преуспеет в бизнесе, и станет, конечно же, отделять маасер от своих будущих прибылей. Алтер Ребе выслушал его, и сказал: я думаю, тебе лучше работать учителем...
Эта странная история становится очень понятной в свете вышесказанного. Работа -это то, что противоречит природе человека.
Есть и обратная история. Про хасида, которому Ребе сказал, что ему лучше быть извозчиком, чем раввином. Опять же, непонятно, если не учитывать вышесказанное. В свете вышесказанного, наоборот, понятно. Тот, чья душа по природе своей стремится к Б-жественности, должен уравновесить это стремление работой в материальности мира.
Из вышесказанного никак не следует, что человек всю жизнь должен заниматься тем, чтобы воевать с собственной природой. Но - для того, чтобы его служение было цельным, то,что называется "олам а-тикун" - оно должно совмещать противоположности. И основное усилие требуется приложить противоположно природному "вектору". Только после достижения такого равновесия, человек может по-настоящему начать что-то делать в этом мире