Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Одна из любимых тем у рава Гинзбурга - "динамика" буквы алеф

Одна из любимых тем у рава Гинзбурга — «динамика» буквы алеф. (например, в книге «нефеш брия») Алеф — это йуд наверху, йуд внизу, и вав, который их соединяет. Обычно эта модель применяется для рассмотрения семейных отношений, но понятно, что семейные отношения, в свою очередь являются универсальной моделью для любых взаимоотношений. Рав объясняет, что изначально в «алеф» верхний йуд (мужское начало) «смотрит» наверх. А нижний «йуд» (женское начало) смотрит вниз. Соответственно, они друг друга в упор не видят. «Тикун» заключается в том, чтобы «повернуть» эти йуды друг к другу. Верхний йуд должен повернуться вниз. Нижний йуд должен повернуться вверх. Тогда из состояния «ахор беахор» (спиной к спине, взаимонепонимание, бесконечные обиды и претензии) человек (семья, общество, община и т.д.) переходят в состояние «паним бепаним» (лицом к лицу, взаимопонимание и взаимообогащение) Собственно, в этом смысл служения, противоположного природе (см. пред. пост). Развивая в себе свойство, противоположное природе (напр. человек «хесед» должен развивать в себе «гвура» и наоборот) — человек, конечно, не изменит своей природы. Но — он по крайней мере «повернется» в сторону противополжную своей изначальной сущности. Это даст ему возможность соединиться с другим человеком, имеющим противоположную природу. Это то, что называется в хасидут «иткалелут». Ты хесед? немного гвура не помешает! Ты гвура — немного хесед очень тебе поможет! И так далее. На языке хасидута это «гвура шебехесед» или «хесед шебигвура». Это, своего рода, переходный контур, благодаря которому хесед может соединиться с гвура. Иначе они так и останутся разделенными ветвями (мир хаоса)