Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

Начал переводить еще один отрывок из урока рава в Раанане (6 тишрей 5774). Урок про баалей тшува, для меня очень важный. Пока самое начало
Йегуда и Эфраим сегодня – религиозное общество и светское общество
Так или иначе рав рисует следующий расклад — досы против хилоним — это Йегуда против Эфраима. «Зависть» Эфраима и «Ревность» Йегуды. Мошиах соединит их, раскроет их единство, устранит зависть Эфраима, и устранит ревность Йегуды. Для меня понятия «дати» и «хилони» выражают не только и не столько уровень исполнения заповедей и изучения Торы, сколько ментальность.
«религиозные» и «светские» — это не степень соблюдения заповедей. Это больше — души и ментальность. Есть «религиозные» с ментальностью светских (это я например 🙂 Есть светские с ментальностью «досов» («масортим») «Светскостью» я называю открытость миру, открытость критике, уважение к личности «Религиозностью» я называю закрытость, педантичность в исполнении заповедей, неприятие критики, отсутствие уважения к личности. Вообще говоря, «светские» — это более высокие души, чем «религиозные». В каком то смысле им вообще не нужна религия.
Поскольку мы находимся в галуте — в том или ином смысле — то в галуте все перепутано, «рабы на лошадях, а господа ходят пешком», или, как это называет Баал Шем Тов — «нешамот тоот» (заблудшие души). Те, кто должны учителями поколения — или отошли от иудаизма, или чернь их презирает и не желает слушать (рав Гинзбург — лучший пример) Те, кто руководят поколением — «гдойлим» — по выражению Ребе, «они вообще не гдойлим». Они не видят перспективы, не принимают ответственности, и лишь умножают хумрот.
О Вс-вышнем сказано «Б-г знаний Вс-вышний» — ибо для Вс-вышнего недостаточно одного только знания. «Знание» здесь – это взгляд на мир – как следует смотреть на мир, как следует измерять этот мир. Даже сам Вс-вышний имеет не один взгляд на вещи, как как минимум два, он «Б-г знаний» — как минимум два взгляда на действительность. (из урока в Раанане 6 тишрей)
Известно, что «гадлут мойхин» — разум взрослого — это умение соединять противоположные точки зрения. «катнут мойхин» — разум ребенка — не вмещает противоположностей. Или — или — это ребенок. И — и — взрослый. Чтобы разрушить мир — достаточно ребенка. Чтобы построить что-то новое — требуется взрослость мышления
Парадоксальным образом, святость бесплодна. Праведный Авраам — бесплоден. Праведная Сара — вообще не имеет материнского чрева. Как это ни странно, путь к рождению ребенка лежит у них через служанку Агарь. Только после рождения сына у Агари — у Авраама тоже появляются шансы иметь детей. Собственно у Ицхака и Ривки ситуация в значительной степени повторяется. Если эти истории нас чему то учат, то скорее всего тому, что для того, чтобы «оплодотворить» мир — праведник должен опуститься в него.