Рав, который хотел…



История про Баал Шем Това с комментариями рава Гинзбурга[1]

В одном городе был такой обычай, что после молитвы Шахарит в субботу, семь "лучших людей города" шли вместе с раввином, чтобы смотреть, что нужно сделать в вопросах благотворительности в их городе. В одну из суббот они сделали подсчет, и пришли к выводу, что расходы превышают доходы, и нет другого выхода, кроме как сократить расходы.

Среди расходов на цдаку были один праведный еврей и его семья, которым жители города обеспечивали парносу. Среди тех цдакот, которые решили сократить, решили уменьшить также содержание этого праведника, и так из недели в неделю уменьшали его содержание, пока он не начал вместе со своей семьей голодать.

Стенания и страдания этого праведника поднялись на Небо, и обвинитель сказал, что главный виновник в этом — это раввин который согласился с баалей батим, и он (обвинитель) добился, чтобы этого раввина отдали в его руки, и он накажет его.

В одну из суббот, после молитвы Шахарит, этому раввину вдруг пришло в голову, когда он еще одет в субботние одежды, переменить свою веру, не дай Б-г, и он побежал в дом священника, и стал просить у него, чтобы тот окропил его "нечистой водичкой". Священник, который хорошо знал этого раввина, подумал: "конечно, же, тот раскается в своем поступке", и не торопился это сделать, а сказал ему: "для начала, покушай у меня". Распорядился дать этому раввину крепкой водки и выделил ему комнату с водкой и разными закусками, пока этот раввин не напился и не заснул.

Баал Шем Тов сидел со своими учениками и отмечал третью трапезу до позднего часа ночи. Когда пришло время выхода звезд, он подозвал одного из своих учеников, и сказал ему, чтобы тот помолился маарив, повязал его своим поясом, дал ему от халы со своей субботней трапезы, и сказал ему: погляди в окно, и смотри — там светится огонь. Иди туда, и ты поймешь, что нужно делать".

Ученик быстро пришел туда, и увидел там еврея, лежащего в субботних одеждах на земле и спящего, и со всех сторон его он испачкан блевотиной от водки и от того, что он кушал. Пробудившись — он хотел еще кушать и пить, но ученик Баал Шем Това сказал ему: "подожди, сначала омой свои руки, и потом я дам тебе кушать" — и пошел омывать руки. Тогда ученик вынул святую халу Баал Шем Това, и отломил ему от нее.

Как только он покушал от халы Баал Шем Това — начал горько рыдать: "что же это произошло со мной, что мне пришла в голову такая мысль, и что же мне делать сейчас?". Сказал ему ученик: "держись за мой пояс, и иди за мной". И так он сделал. Когда они пришли назад к Баал Шем Тову — он еще сидел за третьей трапезой. Потом дал ему путь исправления, и он стал учеником Баал Шем Това.

Жадность приводит к Б-гоотступничеству

Вина не пала на баалей батим, которые решили сэкономить на цдаке, поскольку это их "голова", это их образ мышления, это то, что называется "даат баалей батим" (которое "против мнения Торы"). "Мнение Торы" — раввина — должно было быть противоположно их мнению. Мнение баалей батим — это аспект суда, а Тора — это "суд милосердный". Сознание является внутренним стержнем милосердия, и без него невозможно милосердие. Когда раввин идет за своими "домовладельцами" — это положение, о котором говорится "лицо поколения подобно морде пса". Наказание должно соответствовать прегрешению. Жадность происхододит из жажды наживы, что подобно идолопоклонству, и поэтому тот раввин побежал — как он стоял — к священнику, чтобы служить идолам, и эта страсть была у него даже сильнее чем страсть к женщине. Священник — это противоположность Баал Шем Тову, у которого  не оставалось на ночь даже мелкой монеты в доме, и каждый день он раздавал все на цдаку, и который считал, что когда хотят помочь еврею — нужно прежде всего помочь ему материально, и только после этого — духовно.

Простой смысл этой истории, что когда хотят сэкономить на помощи еврею — даже со стороны суда — это приводит к мысли об идолослужении. Еврей милосерден по своей природе, а гой не знает жалости. Именно третья трапеза, соответствующая Яакову — символизирующему качество милосердия, спасла положение. Третья (гимел) трапеза в субботу — это аспект "гомель далим" (помогающий бедным), т.е., милосердие. Праведник во время третьей трапезы творит милость беднякам всего мира.

Все, что произошло с этим раввином — все это стоило того, чтобы через это стать учеником Баал Шем Това. Это пример "опускания ради подъема". Стоило этому раву дойти до порога вероотступничества, ради того, чтобы стать хасидом и учеником Баал Шем Това! Иногда требуется забыть и оставить все, что ты знал до сих пор, чтобы получить нечто более высокое, "новую Тору". То, что он лежал в своей блевотине в субботних одеждах — символизирует битуль (устранение, отмену) всего того, что он знал до того в Торе. Из глубин зла раскрывается истинная вера и знание.



[1] "Оцар а-нефеш" 69

Запись опубликована в рубрике: .