Предисловие переводчика
Парадоксальным образом, чем больше человек «бежит» от чувства вины — а каждый человек по природе своей пытается бежать от чувства вины — тем больше это чувство бежит за ним.
Вот он уже обвинил весь мир в своих бедах. Он обвинил даже Вс-вышнего во всех своих проблемах. Кажется, он достиг своей цели — избавился от этого гнетущего чувства?
Как раз наоборот, говорит рав. В тот момент, когда ты, кажется, совсем избавился от чувства вины — оно тебя настигает со всей силой.
«Вытеснение» приводит к фрустации и к нервным расстройствам.
Что же делать? Совет рава: признать вину. Признать собственную слабость и несовершенство. Изменить тот внутренний подсознательный «образ», который заставляет тебя постоянно искать оправдания.
Интересно, что в другом месте рав говорит, что «видуй» - т.е., признание вины — означает «амтака» (смягчение суда). Парадоксально, но факт. Признание вины и исповедь — облегчает совесть человека. А упорное нежелания смотреть в лицо очевидным фактам — это прямая дорога к нервному расстройству, не дай Б-г.
В сущности, признание вины означает, что я всего лишь человек. Слабый. Способный ошибиться. И также способный подняться и идти вперед. А не признание вины означает, что мое подсознание рисует мне образ «ангела», или, по крайней мере «праведника», который всегда прав.
Давид и Шауль мы уже сказали? «Семь раз упадет праведник и поднимется». Праведник — этот тот, кто умеет падать. Т.е., умеет признавать вину, и делать это спокойно и без надрыва.
Мы сегодня (7 тамуза) начинаем учить «Игерет аТшува» (ежедневный урок Тании). Тшува называется «рефуа». Тшува приносит облегчение душе грешника, тшува — это излечение израненной души. И видуй — признание вины, способность признать: да, я был неправ. Но я постараюсь исправить свои дела в будущем — основа тшувы.
Иногда человек думает: если я признаю вину — что же будет! Он боится признаться, что был неправ, боится, что, если он признается в своей слабости и неправоте — станет еще хуже. Зависит. Но, как правило, как раз наоборот.
Зависит, прежде всего, от того внутреннего «имиджа» самих себя, который сформировался в нашем подсознании.
Далее — урок рава
***
Когда чувство вины позитивно, а когда оно негативно?
Вопрос в том, насколько человек «предан» своему личному внутреннему образу. Совесть человека рисует ему некоторый внутренний образ самого себя, и реагирует на все, что человек делает. Если действие соответствует тому внутреннему образу, который есть у человека — все хорошо. Если нет — начинается проблема. В человеке пробуждается чувство вины: он не повел себя в соответствии с тем внутренним образом самого себя, который у него сложился, и тем самым согрешил против себя самого. Есть грех перед Б-гом, и есть «грех» перед собственным имиджем, перед своим собственным «я».
Если человек согрешил, и признает это — все хорошо. Человек может думать, что он согрешил перед своей Б-жественной душой, перед евреем, который в нем. Ведь грешник — это, в сущности, его животная душа, его дурное начало.
Однако, когда человек рисует себе ложный внутренний образ, не соответствующий его реальным поступкам — он ощущает, что на самом деле не виноват. Ему начинает казаться, что это какая-то внешняя сила «обманула» его. Это чувство вины, когда человек не готов признать, что он, действительно, виноват. Он, действительно, совершил нечто, что в глазах общества представляет собой грех, но у него нет внутренней душевной силы с этим бороться, нет сил посмотреть в зеркало, и убедиться, что это, действительно, он сам. Тот, кто смотрится в зеркало — не убегает от собственного «я», не убегает от чувства вины, и поэтому он приносит жертву в Храм, и сообщает всем, что он виноват, или, возможно, виноват.
Человек, который «прячется» от чувства вины, не готов признать, что сила, которая «облачилась» в него — это и есть он сам. Он, действительно, совершил нечто неподобающее, но он не готов признать, что это — он. Когда человек пытается постоянно «вытеснить» из своего сознания вещи, которые «не соответствуют» его внутреннему образу - это приводит его к фрустации и комплексам. Он чувствует вину, но поскольку он не способен принять это просто и естественно, то вытеснение создает все большее напряжение, пока не начинает проявляться в разного рода душевных расстройствах.
Основная мысль, которую мы хотим здесь подчеркнуть: чувство вины становится проблемой, когда человек не способен правильным образом его принять и «переварить». Проблема начинается там, где он думает, что «обязан» быть себя всегда правым перед самим собой, и тогда он вынужден постоянно оправдываться.
И тогда в тот момент, когда он действительно в чем-то виноват, он начинает искать «жертву», какого-то «козла отпущения», чтобы перебросить на него свое чувство вины. Если он не находит такую «жертву» - его первая инстинктивная реакция — вытеснение. Это становится источником негативного вытеснения в душе. Но, как уже говорилась, есть граница нашим способностям «вытеснять», и в какой-то момент это приводит его к душевным расстройствам и неадекватным душевным реакциям.
Это есть вредное чувство вины. «Человек рождается подобным дикому ослу», и весь его взгляд на окружающий его мир противоположен истинному положению вещей. Первичная природа человека — оправдываться, думать, что он всегда прав. Это происходит из определенного образа, который он для себя выстроил, как правильно, бессознательно. Как правило, этот образ выстраивают родители ребенка, или окружающая его культура, которой он чувствует себя обязанным хранить верность.
Все проблемы начинаются там, где человек не находится в мире с собственным имиджем, или не хранит верность ему. Есть некоторое исходное предположение, что истина — это то, чего я хочу, а не то, что есть в действительности (так это с точки зрения учения хасидизма, как далее будет объясняться), и если он находит, что реальность не соответствует желаемому, он обвиняет того, кто привел к этому. Он видит, что он не преуспел в чем-то и упал, и немедленная реакция — искать вовне кого-то, кто виноват. Его природная реакция — «это не я виноват, это кто-то другой виноват».
Есть несколько возможностей в обвинении другого. Сначала он пытается найти какого-то человека, на которого можно быть бы свалить вину, и сделать из него «козла отпущения», это может быть родитель, учитель, друг или брат (когда братья ненавидят друг друга). Если он не может этого сделать, он обвиняет все общество, всю культуру и т.д.
Если также и это не проходит, то природная склонность животной души (если речь идет о верующем человеке) это обвинить Вс-вышнего. Если не получается обвинить никого другого, то, по-видимому, есть один, кто отвечает за всю мою «историю», он создал этот весь мир и меня, и он может делать все, что он захочет. Наверное, что-то с ним не в порядке.
Это динамика психологических процессов. Вместо того, чтобы бороться с проблемой (иногда он действительно не способен к этом, например, если речь идет о маленьком ребенке), человек начинает искать виноватых, сначала «по малому» а потом «по большому». Но в конечном счете это поиск виноватых пробуждает в нем чувство вины.
Чувство вины проистекает из перевернутого образа в душе. Если человек исходит из того, что он праведник, и рисует себе позитивный образ самого себя, то, как только реальность его жизни не соответствует этом ложному имиджу — он должен немедленно начать искать кого-то еще виноватого. И когда он не находит — это приводит его к фрустации и комплексам.
[1] «Оцар а-нефеш», стр. 128 и далее