Наш учитель Баал Шем Тов однажды поехал вместе со своими праведными учениками в дальнее поселение. В том поселении жил один отшельник, который целыми днями только молился и учил Тору, и отошел от всех дел этого мира. Все, что у него спрашивали — он отвечал: "так я слышал от пророка Элиягу". Он был способен объяснить самый сложный вопрос каждому — даже самому простому человеку.
В том же поселении жил также простой еврей, шкуродер по профессии, который говорил много Теилим, и только во время работы, когда руки его были испачканы — не говорил Теилим.
Баал Шем Тов зашел со своими учениками в дом этого простого еврея, и сказал им закрыть свои глаза, и положить руки на плечи друг друга, и начал петь нигун. И ученики были потрясены увиденному ими зрелищу, и очень удивились, как же в такую скромную комнатку заходит столь величественное небесное воинство.
После этого, Баал Шем Тов пошел вместе с учениками в дом отшельника, и снова сказал им закрыть глаза и положить руки на плечи друг друга, и начал петь тихий нигун, и ученики увидели перед собой змей и скорпионов.
Баал Шем Тов объяснил ученикам, что хотя и говорится в Тана дэвей Элиягу, что если поститься сорок дней подряд, и отделиться от дел этого мира — даже раб и рабыня удостаиваются раскрытия Элиягу — но не раскрытия души. Змеи и скорпионы, которые они видели — это высокомерие того отшельника. Высокомерие — это искры Нахаш аКадмони — змея.
Потом Баал Шем Тов сказал своим ученикам: слушайте благословение от этого простого еврея — ибо его слова проникают сквозь небеса.
Некоторое время спустя, когда этот простой еврей умер, Баал Шем Тов взял с собой десять из своих учеников, и поехал в то поселение, чтобы заниматься его похоронами.
Главное — раскрытие души
На первый взгляд, мы видим перед собой праведника, и напротив него — простого и грубого еврея, и лишь Баал Шем Тов показывает своим ученикам небесное зрелище, из которого становится ясно, что все как раз наоборот. У простого еврея светил Б-жественный свет и ангелы, а у "отшельника" видели лишь змей и скорпионов.
Не обязательно думать, что этот отшельник был лицемерным грешником. Вполне возможно, что он был порядочным человеком, но некоторая примесь высокомерия привела его к тому, что его служение Вс-вышнему было чисто внешним. Основа хасидизма — это внутреннее служение. В отличие от других историй о раскрытии Элиягу, не увенчавшихся успехом, этот отшельник не был "лошадью" и удостоился действительного раскрытия Элиягу, и тем не менее, его дом был полон змей и скорпионов.
Это ясный случай, когда мы видим, что раскрытие йехидо в душе, раскрытие души — поднимается куда выше, чем раскрытие Элиягу. Пророк Элиягу — это дух, опускающийся и облачающийся в материальность мира, и это нечто внешнее относительно самого человека.
Есть история в Тана дэвей Элиягу про пророка Элиягу, когда он идет по улице вместе с одним амораем. Когда они проходили мимо человека, который выглядел очень привлекательно — Элиягу зажал свой нос, а амора — нет. А когда они проходили мимо человека, от которого буквально воняло — амора зажал свой нос, а Элиягу — нет. Потом Элиягу объяснил аморе, что первый человек, которого они встретили — от него буквально воняло высокомерием, и поэтому он зажал свой нос. А второй — был человеком скромным и униженным — и поэтому он не зажимал нос.
Есть в этой истории удивительный хидуш, что Элиягу может открыться человеку, у которого есть примесь высокомерия, и весь его дом полон змеями и скорпионами. Объясняется это тем, что раскрытие Элиягу приходит снаружи, но чтобы удостоиться раскрытия души — требуется истинный глубокий битуль, что гораздо выше, чем раскрытие Элиягу.
Есть известный ворт р. Зуше, который сказал, что в небесах не спростят меня, почему я не был Моше рабейну, но — почему я не был ребе Зуше?! Раскрытие души самого человека — это главное. Одно из оснований хасидизма — это то, что каждый должен быть самим собой, и для того, чтобы раскрыть свое истинное я — он нуждается в полном битуль.
(Из книги "Нер Исраэль" — истории про Баал Шем Това с комментариями рава Ицхака Гинзбурга, стр. 100)