Рав Ицхак Гинзбург
Введение
А. Введение в еврейскую медитацию
Эта книга, помимо своей содержательной части, может служить основой и руководство по правильной еврейской медитации. Как со стороны темы книги, так и со стороны структуры книги и стиля изложения. Данное введение призвано немного прояснить, что означает итбоненут в общем, и привести конкретные примеры, каким образом эти вещи излагаются в книге.
Цель этой книги — с помощью Вс-вышнего, дать каждому человеку силы для настоящей еврейской медитации, и да удостоимся мы в скором времени исполнения предзнаменования пророков «ибо наполнится земля знанием Б-а, как вода покрывает море».
Что такое итбоненут?
Во-первых, что означает итбоненут? Итбоненут это попытка проникнуть внутрь вещей, для того, чтобы ощутить сокрытый в них Б-жественный свет.
Мителер Ребе[1] объясняет, что итбоненут в Писании (например: «стой и гляди (итбонен) чудеса Б-жии») это то, что на языке Хазаль называется «июн» (= углубленное рассмотрение. Букв. «созерцание»). Основное качество созерцательного рассмотрения — это тот переворот в сознании, который он создает, когда при глубоком рассмотрении того или иного вопроса — это может быть вопрос чисто учебный, или вопрос, когда сама жизнь ставит этот вопрос, первоначальное предположение (первое, что приходит в голову изучающему) отвергается, и уступает место более глубокому выводу, зачастую противоположному первоначальному предположению.
Итбоненут предлагает человеку «иной взгляд», иную точку зрения на реальность. Цель итбоненут — достичь внутреннего зрения, увидеть, как эти вещи выглядят Свыше. Про это внутреннее зрение сказано: «перевернутый мир (противоположно тому, как это представляется на первый взгляд в этом мире, «мире лжи») я увидел[2]». Но, в действительности, наоборот, именно такой взгляд и есть «ясный мир».
Природа человека склоняет человека в сторону поверхностного взгляда на мир, и на события, происходящие в нем. Итбоненут развивает способность исследования и углубления в душе — с тем, чтобы проникнуть во внутреннее содержание Творения.
Однако, не только чисто интеллектуально-сознательный аспект есть движущая сила итбоненут. Также мир эмоций, и практическая интуиция души нуждается в истинном итбоненут, чтобы пробудить их, развить их, и направить их на цели, к которым действительно стремится душа.
Есть известное правило, что «мозг властвует над сердцем». Подавляющее большинство эмоций нашего сердца подвержены влиянию и являются следствием природных наклонностей нашего разума. Углубленное рассмотрение той или проблемы, ментальная связь с ней, неизбежно повлечет за собой также и сердце, пробудит его к изучаемому вопросу.
Мы стремимся, чтобы наше сердце пробудилось в любви к Вс-вышнему и трепету перед ним. В общем, мы стремимся, чтобы наш духовный мир не был чужд нашим эмоциям, чтобы наши эмоции не «транслировали» нам лишь «сообщения», источником которых служит наше тело, наши страсти и побуждения, но чтобы это были святые и духовные и Б-жественные чувства.
Общее созерцание
Чтобы достичь этого, мы можем выбрать «короткий путь», выбрать какую-то одну святую идею, сосредоточиться на ней, попытаться пробудить наше сердце привязаться к ней, прочувствовать и загореться ею. Однако довольно быстро выясняется, что этот путь лишь кажется коротким, но оказывается долгим. Пробуждаемые в результате эмоции не есть нечто постоянное и приобретенное в душе. Оно не происходит их глубины души, но из ее внешних пластов, тех, которые пробудились в результате внешних усилий, которые мы вложили в это «точечное» рассмотрение. Такой подход называется «итбоненут клалит», «общее созерцание» на языке хасидизма.
Частное созерцание
Путь, который представляется более долгим, но в конечном счете, оказывается более коротким, путь, порождающий постоянное и стабильное чувство в сердце, это путь, проходящий через «итбоненут пратит» (частное созерцание). В итбоненут пратит человек вкладывает значительные усилия в интеллектуальное исследование вопроса. Он углубленно изучает вопрос, связывает свою мысль с его сложными аспектами и внутренними противоречиями, вдается в мельчайшие подробности. Его мысль окружает изучаемый предмет, начинает различать его внутреннюю логику, соотношения между его различными частями. И тогда его мысль погружается в его тайну, и затрагивает его глубинную точку. Из этого интеллектуального труда рождаются настоящие эмоции, которые не будут внешними и натужными, но прийдут «сами», как природное отражение связи глубоких пластов души человека с Б-жественным.
Алтер Ребе соотношение между «итбоненут клалит» и «итбоненут пратит» следующим образом:
По поводу итбоненут, его сути и качества, есть в этом два пути:
Первый путь, это итбоненут в общем, сосредоточить свою мысль лишь на «итого», лишь на результате и следствии некоей общей идеи, например, идеи устранения (битуль) миров перед Вс-вышним и т.д.
Подобное сосредоточение мысли означает цимцум (сжатие) разума, и совершенно не его расширение. Ибо он должен задержать свою мысль на полчаса на одной фразе, как, например, из аин в йеш и т.п., как и что оно, пока не получит некое общее представление. Ибо он напрягает лишь внешние силы разума, чтобы абстрагироваться от материальной оболочки данной идеи, так, чтобы осталось лишь духовное содержание, т.е., настоящие «диврей руах[3]», и «ветер унесет их», и «стоит отвести взгляд от них и их нет». И в этом искажении исказились многие из толпы[4], и они наполнены пустыми иллюзиями, и для этого не нужно много учиться, достаточно услышать две-три мысли и достаточно. …
И второй путь, настоящее глубокое постижение, это расширение разума, а не его сжатие, и каким образом это должно быть? В точности так же как он обдумывает пшат в ниглэ. Т.е., когда его мысль занята этим по-настоящему, когда его исследование распространяется на множество связанных с изучаемым предметом идей, и когда он обдумывает все детально, а не только сосредотачивается на одной мысли…
И он весьма далек от того, чтобы представить себе это, но наоборот, облачит это во множество примеров, пока это не станет понятно даже человеческому разуму.
И также признак этого, стремление к обновлению постижения, и в каждом и каждом слове есть отдельный детальный смысл…[5]
Три типа итбоненут
Ребе Раяц отмечает три типа итбоненут:
Есть три типа итбоненут:
· Итбоненут лимудит[6] - постичь изучаемый предмет в точности и в деталях. Он сосредотачивает свою мысль на глубине изучаемого предмете, пока сихли (разум) не начинает светить у него.
· Итбоненут перед молитвой — смысл такого итбоненут — почувствовать хают (жизненность) той идеи, которую он изучил, но не чувство разума, как в итбоненут лимудит.
· Во время молитвы - ощутить Б-жественность в той идее, которую он учил.
Эти три ступени итбоненут, по сути, это три ступени самого процесса итбоненут.
Начало любого итбоненут — в пристальном взгляде на действительность, либо на изучаемый предмет.
Как правило, первый взгляд на любое сложное явление реального мира видит в нем лишь хаос — множество разбросанных здесь и там деталей, представляющихся никак не связанными друг с другом.
Это сознание все еще не освещено светом разума, оно подобно состоянию сна, в котором различные детали и факты смешаны друг с другом, без всякой логической связи между ними.
Первый этап итбоненут — попытка нащупать какие-то намеки на общую базовую структуру, составленную из множества разбросанных деталей, поиск нитей, каких-то базовых линий, переплетенных и «сшивающих» явление в единое целое (и тем самым «разрешающих» «сон»).
Определение базовых структур, лежащих в основе того или иного явления в реальности, это определение внутренней логики, посредством которой была создана данная реальность, сил и «каналов», посредством которых Вс-вышний сотворил мир. После того, как определены базовые линии — следует леитбонен — т.е., построить (= ливнот) здание разума — и осветить весь этот хаос светом разума.
Постижение общей структуры предмета, позволяет перейти к второму этапу, когда уже есть более внутреннее рассмотрение, проникающее во внутреннюю суть объекта. На данном этапе уже можно видеть, как каждая отдельный элемент не оторван и не отделен от смысла и общей системы. На этом этапе становится очевидным, что это изучаемый объект — не просто модель, выстроенная в сознании, но живой, полный потоков энергии организм. На этом этапе мы видим, как каждая связь, которую создает структура между ее элементами это зивуг[7], живой и порождающий жизнь. Все элементы вместе создают совместно живой «мотив» связей и взаимоотношений, и каждый элемент проясняет и добавляет «краски» другому элементу, и тот, в свою очередь, возвращается и освещает его, таким образом, что все они вместе создают еще и еще порождения и новые постижения в Торе и в мире.
В сердце исследователя такой итбоненут порождает освежающий поток, энергию и радость от красоты творения Вс-вышнего, и от того, что он удостоился постичь эту красоту.
[Эта радость, рождающаяся в человеке, укрепляет его ощущение, что он, действительно, правильно постиг объект своего рассмотрения, и что та модель, которую он построил в своем разуме, чтобы упорядочить множество элементов — модель правильная и адекватная. Это чувство подобно «чувству» Творца, после того, как Он осветил мир хаоса: «И земля была хаотична.. и сказал Вс-вышний да будет свет, и был свет. И увидел Вс-вышний свет, что он хорош»].
Когда человек смотрит еще глубже (это уже третий этап, о котором говорит Ребе Раяц), тогда кроме того, что он ощущает «жизнь» в модели, которую он построил, он удостаивается достичь сознания, что вся реальность, или обьект, которое он исследовал, есть настоящая Б-жественность. Он ощущает «хаей хаим» (жизнь жизни) внутри «хаим» (жизнь). Когда человек удостаивается почувствовать хаей-хаим, Б-жественность, в той модели, которую он построил, то его спонтанная реакция на ощущение присутствия Вс-вышнего — это стоять перед Ним в любви и в трепете, в молитве, излить перед Ним свое сердце.
Действительно, верный признак того, что итбоненут оказал свое действие, это когда он приводит человека к ощущению, что он стоит напротив Вс-вышнего, заставляя его исполнить стих «излей как воду сердце твоей перед лицом Вс-вышнего».
Подытожим этапы итбоненут:
1. Человек всматривающийся в хаос, который перед им, находится также сам в душевном хаосе. Первое, что ему следует сделать, это навести порядок, и обнаружить какую-то внутреннюю структуру вещей.
2. Когда человек обнаруживает эту упорядоченную структуру, и достигает цлилут а-даат (прозрачность, ясность постижения), он способен лицлол (погрузиться) вглубь, ощутить внутреннюю жизнь, текущую внутри его модели . На этом этапе вербальное содержание превращается в цлилим (звуки) и живые образы, обладающие тенью (цель). В особенности так следует всматриватсяь в слова и в стихи писания, как приводится в этой книге.
3. Ощущая эту внутреннюю жизнь модели, человек усваивает и удостаивается обнаружить Б-жественность — хайей-хаим, внутри своей модели, и тогда он достигает цели — молитвы (цлота — на арамейском).
[1] Второй Любавичский Ребе
[2] Псахим 50, 1
[3] В оригинале — игра слов. «руах» означает духовность, но «диврей руах» означает пустые, бессмысленные слова.
[4] Другими словами, подобный «общий» итбоненут представляет собой искаженное восприятие того, что означает служение Вс-вышнему вообще, и итбоненут в частности
[5] Маамарим Алтер Ребе, «иньяним», стр. 133
[6] Моше Генот, один из ведущих переводчиков рава, считает, что «итбоненут», особенно, «итбоненут лимудит» это в точности «медитация» в том смысле, как это слово употреблялось в средневековой философии
[7] Букв. «соитие». Взаимоотношения между различными структурами в каббале Ари уподобляются «соитию»