Три этапа развития: ибур (беременность), йеника (кормление), мохин (разум)



7 тишрей 6768

Мителер Ребе связывает стих[1] «даст жить нам два дня, на третий день поднимет и будем жить перед ним», с тремя стадиями развития, которые называются в каббале ибур[2], йеника[3], мохин[4]. Это важно для всех, не только для подростков — у подростков есть преимущество, что, по крайней мере, они понимают, что должны развиваться и взрослеть. Возможно, что семидесятилетний старик будет, с точки зрения своего духовного развития, подобен маленькому ребенку (и в его возрасте он уже не понимает, что ему следует развиваться и взрослеть). Можно это объяснять с различных точек зрения.

Буквальный смысл понятий ибур-йеника-мохин

На самом простом уровне, ибур (беременность) это как ребенок в материнском чреве, йеника (кормление) это после того, как он родился и вышел на свет, и на этом этапе он все еще нуждается в материнском молоке. Мохин это достижение независимости (когда разум человека руководит его жизнью, и он не нуждается в питании извне). Три эти этапа повторяются снова и снова в различных процессах духовного развития на протяжении всей жизни человека. На каждом из этих трех этапов необходим источник жизненности: ребенок в материнском чреве это живое существо, и ему требуется источник жизни; грудной ребенок, очевидно, нуждается в источнике жизни; и также мохин это вечное и устойчивое жизненное состояние. Жизнь ребенка в чреве матери и жизнь грудного ребенка - это временные состояния, они не могут продолжаться до бесконечности, и для того, чтобы удостоиться вечной жизни[5], следует повзрослеть и достичь ступени мохин. Таким образом, смысл «даст нам жить два дня» объясняется как источник жизни на этапах ибур и йеника, но «на третий день поднимет нас и будем жить перед ним», вечная жизнь - относится только к этапу мохин.

Внутренний смысл этапа йеника

Внутреннее понимание процесса взросления начинается с понимания среднего этапа — йеника. Йеника это не только состояние грудного ребенка, сосущего материнскую грудь. Любое зависимое состояние (тлут) называется йеника.  Если состояние человека, достигшего стадии мохин, можно определить как независимость (на языке хасидут это называется ацми), то йеника это противоположное состояние — зависимое состояние души, когда человек зависит от внешнего влияния, получает «питание» от другого человека, без которого он не способен существовать.

Большая часть людей, даже если они уже достигли 70-летнего возраста, в своем духовном развитии остановились на этапе йеника. Некоторые остались еще на ступени ибур, на котором нет даже ощущения зависимости, поскольку мое настоящее «я» еще не появилось на свет, и человек совершенно поглощен своей средой, «убар[6] подобен бедру матери».

Процесс взросления это процесс нахождения своего настоящего «я», отождествления себя с ним, вплоть до достижения духовной независимости. Известно, что рабби Зуше говорил, что на Небесах не спросят его, «почему ты не был Моше рабейну», но спросят, «почему ты не был Зуше». Это есть ясное определение взросления — когда человек находит свое настоящее «я», понимает, ради чего Вс-вышний создал его, и это сознание становится частью его сущности.

Опасность состояния йеника

Следует отметить, что хотя состояние ибур находится на ступень ниже, чем состояние йеника, тем не менее, плод находится в безопасности в материнском чреве, в то время как грудной ребенок чрезвычайно уязвим. Также плод подвержен опасности выкидыша, не дай Б-г, но основная опасность угрожает тому, кто застревает на этапе йеника (и как объясняется в другой, параллельной системе понятий — точка-линия-плоскость — что основная опасность — это промежуточная ступень, стадия линии, которая находится между сокрытой точкой и стабильной и выстроенной плоскостью).

Тот, кто находится на ступени ибур, вообще не занимается само-определением, он полностью растворен в окружающей его реальности, и единственная опасность, которая ему угрожает, это то, что он вообще не будет развиваться. Но тот, кто находится на ступени йеника, занят тем, чтобы понять и найти себя. Мало того, что он все еще не нашел себя, он неизбежно делает ошибки, пытаясь оценить себя. Вместо того, чтобы понять кто он, понять, каково его место, он отождествляет себя с внешними источниками, из которых он черпает жизненность, и думает о себе, что он нечто иное, а не то, что он по своей сути (он предполагает, например, что через сто двадцать лет его спросят, почему он не был Моше рабейну…). Вместе с тем, человек, который осознает процесс взросления, и успешно проходит этап йеника и достигает мохин — достигает независимости и способности быть самим собой.

Мутба-мургаш-мускаль

Есть параллельная система понятий: парцуф неи[7], парцуф хагат[8], парцуф хабад[9] (или, еще одна система понятий, мутба[10], мургаш[11], мускаль[12]). Каждый парцуф это целый организм. Когда говорят о парцуф неи, то это парцуф, который целиком сосредоточен на практической деятельности. Парцуф хагат добавляет аспект эмоций. Парцуф хабад это парцуф, где основное — цельное восприятие разума.

На каждой ступени развития речь идет хороших евреях, удостаивающихся черпать жизненность от Вс-вышнего, но их ступени и их уровни развития различаются. Для кого-то все его еврейство заключается только в практическом исполнении, без всякой мысли. Это люди, религиозные с детства (природная религиозность, как это называется в хасидизме). Они исполняют заповеди и тщательно исполняют даже самые легкие заповеди, и стараются исполнить каждую заповедь со всеми ее устрожениями и т.д. Но этот человек находится в состоянии ибур.

Выход в мир, рождение — это переход к парцуфу хагат, когда к тщательному исполнению заповедей добавляется также эмоциональная составляющая любви и страха перед Вс-вышним. Когда человек удостаивается этой ступени, он достигает воодушевления в молитве, в учебе, в исполнении заповедей и особенно в «мивцоим», в распространении Торы и заповедей. Это этап йеника, когда человек полон воодушевления, но все еще не знает кто он, и ради чего он пришел в мир.

Когда поднимаются в парцуф хабад, то он уже может служить Вс-вышнему полностью, сознавая себя и свою задачу в мире. Как правило, этой ступени достигают в нисуин — для того, чтобы узнать  своего супруга/у, и особенно, чтобы родить детей, требуется, чтобы у человека были мохин, он должен знать себя, и ощущать-представлять, в чем смысл его жизни — и тогда можно служить Вс-вышнему также на ступени мохин.



[1] Ошеа 6, 2

[2] Беременность

[3] Кормление. Букв. «питание», т.е., человек нуждается во внешнем «источнике питания» на этом этапе развития

[4] Разум (мозг)

[5] Простой смысл этого стиха — как правило, интерпретируется как ступень оживления мертвых

[6] Плод

[7] Нецах-Од-Йесод

[8] Хесед-Гвура-Тиферет

[9] Хохма-Бина-Даат

[10] рефлекс

[11] эмоции

[12] разум

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , .