בס"ד
Суббота гл. Матот, шабос меворхин месяц ав 5714
Понять идею обетов, ибо на первый взгляд, общая идея обетов, заключающаяся в том, что он запрещает себе нечто разрешенное, не соответствует тому, что говорится в Талмуд Йерушалми: "достаточно тебе того, что запретила тебе Тора".
И подобно этому необходимо понять отдельные детали законов обетов, что обет должен быть произнесен устами именно, и должен иметь отношение к той вещи, относительно которой он принимает на себя обет, ибо, если он говорит: "эта вещь для меня как будто бы мясо н'вела, которое запрещено Торой" – он ничего не сказал, но только, когда то, что он говорит, имеет отношение к вещи, относительно которой принимается обет, и т.е., когда он говорит "это для меня как жертвоприношение", ибо жертвоприношение становится запрещено обычному человеку именно посредством речи – только тогда на эту вещь ложится обет.
И необходимо понять, каким образом речь способна запретить то, что {изначально} разрешено. И хотя то же самое относится и к жертвоприношениям, но ведь обет не подобен жертвоприношению: ведь посредством речи, посвящающей жертвоприношение, он возвышает эту вещь, поскольку изначально это было хулин, а сейчас это стало hекдеш (святым). В отличие от этого обет – есть аспект опускания, ибо изначально это была разрешенная вещь, и было возможно исполнить с ее помощью работу по исправлению этого мира (аводат бирурим), а посредством обета она становится запрещенной вещью, и, следовательно, это есть опускание, противоположность идее жертвоприношения.
Также необходимо понять то, что мудрец Торы способен отменить (букв. "развязать") обет, и также отмена обета происходит посредством речи мудреца. И, на первый взгляд, чем речь мудреца сильнее, чем речь, принимающая обет, настолько, что речь мудреца способна отменить запрет, который сделался посредством речи, принимающей обет.
Бет
И чтобы понять все это, нужно сначала объяснить корень запрещенного и разрешенного {Торой}, ибо идея запрета – исур – что эта вещь "заключена" и "завязана"[1] во власти сил, противоположных Святости, а разрешенное – hейтер – означает, что это не заключено и не завязано во власти хицойним[2], как подробно объясняется в Тании[3].
Однако, из самого то, что мы говорим, что hейтер – есть то, что не заключено и не "завязано" во власти хицойним, понятно, что также разрешенная вещь имеет отношение к хицойним, и она "бегедер" (принципиально способна стать запрещенной), и только {"де-факто"} она не находится в их власти.
Ибо, если бы она была бы совершенно не соотносима с ними, то не было бы смысла в утверждении, что она не заключена и не "завязана" и т.д.
И это будет понятно из рассмотрения корня идеи запрета и разрешенного, ибо корень запрета – из трех совершенно нечистых клипот[4], а корень разрешенного – из клипат ногаh, как объясняется там в Тании, и клипат ногаh имеет отношение трем совершенно нечистым клипот, и она является промежуточным звеном между мирами Святости и между тремя совершенно нечистыми клипот.
И идея этого, ибо все вещи этого мира, и в особенности, вещи разрешенные Торой, в них постоянно течет Б-жественная энергия и жизненная сила, כוח פועל בנפעל, но в Святости – это раскрыто, и видно воочию, что их существование – это Б-жественная сила, а в клипот – это сокрыто, ибо не видна в них Б-жественная жизненность, и они отделены и т.д. И поскольку они представляют собой две противоположности, то необходимо, чтобы был посредник между ними, и посредник – это клипас нойгаh, ибо в клипат ногаh не ощутима Б-жественная жизненность в раскрытии, но с другой стороны – она также не отделена совершенно, и со стороны этого она является промежуточной ступенью между Святостью и тремя совершенно нечистыми клипойс. И отсюда понятно, что также разрешенное, корень которого – из клипат ногаh, принципиально соотносимо с хицойним, но – де-факто – не завязано и не заключено в их руках.
Гимел
И объяснение этого вопроса. Сказано "одно напротив другого сотворил Вс-вышний", ибо подобно тому, как в Святости есть четыре мира Ацилус, Брия, Йецира, Асия, подобно этому есть также в противоположной стороне четыре мира АБИА, но, но поскольку клипот не только враждебны святости, но также противоположны ей, поэтому также порядок в них противоположен, ибо порядок в святости, что чем выше – тем больше, а в клипот это наоборот, что чем ниже – тем больше.
Ибо, порядок в четырех мирах АБИА в Святости, что в Ацилус светит свет "кав", а в БИА он прерывается и не светит, однако, мир Брия, поскольку это первый мир, еще близкий к Ацилус, поэтому в нем светит по крайней мере отсвет от отсвета от кав (отсвет света Ацилус), а в мире йецира свет уменьшается еще больше, и как известно, что также общность миров БИА это аспекты лвушим ("одеяний"), как сказано "одеяния Ты установил для них", и тем не менее, в самих лвушим есть различие, ибо есть будничные одежды и есть субботние одежды, в которых есть святость, и это есть также различие между миром Брия и миром Йецира, что мир Брия это аспект святого одеяния, קודש מלה בגרמי', и это есть сфират хохма, а в мирах – это мир Ацилус, и т.е., поскольку в Брия все еще светит какой-то отсвет мира Ацилус, а в Йецира это еще меньше и т.д.
[1] איסור מל' אסור וקשור
[2] Букв. "внешние". В хасидизме: силы, противоположные Святости.
[3] Гл. 7
[4] Букв. "Оболочки". Силы, противоположные Святости.