... и чтобы понять более подробно идею эвед кнаани[1] – это будет понятно из того, что мы видим в материальности, что эвед кнаани - беhефкейро нихо лей[2], что он не желает каболас ол[3], и он не хочет ничего делать, и наоборот - что он хочет - веhефкейро нихо лей, что это противоположность каболас ол, и то, что он служит своему господину - это со стороны страха перед наказанием (йирас шевет) ки йаке иш эс авдой ой эс амосой башевет,[4] что со стороны этого страха, также когда он не бьет его фактически, тем не менее, само то, что есть существование шевет[5], и возможно побить его, это также воздействует на него, что он служит своему господину, однако вся его работа это только со стороны йирас шевет[6], и т.е., что у него нет никакого удовольствия желания, разума и также чувства сердца в его служении, и его служение только со стороны йирас шевет. Подобно этому будет понятно аспект эвед кнаани в духовности, что в сущности, нет у него никакого удовольствия и т.д. в служении Вс-вышнему, но со стороны йирас шевет, что в духовности это hисойрерус[7] тшуво[8] со стороны крузим элйоним[9], он служит Вс-вышнему. И возможно, что со стороны йирас шевет он служит Вс-вышнему всю свою жизнь, что он никогда не грешил и никогда не согрешит, что это ступень бейнони[10], и то есть, что он остерегается не только в речи и практическом действии, но также в мысли, ибо тот, то размышляет по своей воле - называется рошо[11], и следовательно, бейнони остерегается также в в его мысли, и он не погружен в таавойс[12] - также таавойс hейтер[13], ибо говорится в Тании - кадейш ацмехо бемутор лехо[14], - это мицвас асе[15] дэОйрайсо[16] по мнению харейдим[17], и следовательно, бейнони не погружен в таавойс, и тем более, что он не размышляет по доброй воле, что это запрещено, но все это только со стороны йирас шевет, и со стороны самого себя он способен совершить грех. И все это - это наиболее высокий уровень в эвед кнаани, что это подобно тому, что сказано "Тови раб мой кошерным был, и он не такой, как все остальные рабы", но аспект эвед кнаани, который ниже, чем ступень бейнони, что это аспект всех остальных рабов, это аспект рошо, и также в этой ступени есть несколько раздельных ступеней. Ибо наиболее высокий уровень в этом - это аспект рошо ветойв лой[18], таким образом, что он грешит только изредка, и также это только легкий грех, но в этом аспекте не действует на него йирас шевет, чтобы не грешить совершенно, но это воздействует на него только в аспекте дибур[19] и маасе[20], но не в аспекте махшово[21], ибо в мысли своей он иногда будет думать о грехе. И есть такой, который иногда грешит также в речи и в действии, но со стороны йирас шевет в духовности, что это есть hирhурей тшуво[22] со стороны крузим элйоним, или в эйс роцойн[23], он пробуждается в тшуво, делает полную тшуву, и тогда "сор авойнехо вахатосхо йехупор[24]" (но тем не менее, он способен совершить грех, и со стороны этого он называется рошо). И есть ступень, которая ниже чем это, и это, когда мысли о раскаянии не воздействуют на него, чтобы сделать полную тшуву, но это остается только пробуждением, что этот аспект - у такого, в котором добра меньше, чем зла, что поэтому не воздействует на него йирас шевет, чтобы сделать полную тшуву, но тем не менее, поскольку есть у него часть добра, и хотя это меньшинство, но это заметное меньшинство, поэтому он раскаивается, по крайней мере, что про эту ступень сказали РаЗаЛ, решоим млейим харотос[25]. И есть аспект, который ниже этого, и это, что "страх перед палкой" в духовности, что это есть крузим элйоним, не действует на него совершенно, и то, что действует на него – это только страх перед палкой в материальности, что это есть аспект йисурим, что этот аспект он в том, в ком часть добра – это незаметное меньшинство, поэтому то, что воздействует на него – это только страх перед палкой в материальности, т.е., йисурим, ибо наказания воздействуют также на него, и как Менаше, что со стороны йисурим вернулся к Вс-вышнему всем сердцем. Однако, есть такой, кто не пробуждается в тшуво никогда, и это такой, у кого аспект добра только в аспекте макиф над ним, как сказано "акол бей асоро шхинто шарьо". Ибо все эти аспекты, вплоть до самой высокой ступени в рошо ветойв ло, и также аспект бейнони, что это подобно тому, что сказал рабан Гамлиэль, "Тови раб мой, кошерным был, и он не таков, как остальные рабы", все это включается в аспект эвед кнаани, поскольку все его служение не со стороны него самого, но со стороны страха перед палкой только. И этот аспект – это нефеш дэАсио, поскольку то, что одевается в от Б-жественной души в животную душу, это не Хабад Б-жественной души, и не ХаГаС Б-жественной души, но аспект НеГИ только, т.е., то, что имеет отношение к практическому действию, и также это – путем принуждения, что это есть идея Асия, и этот аспект в служении молитвы – Мойде Ани и Гойду леГавайе до Борух шеомар, ибо псукей дэзимро – это аспект углубленного размышления и прославления Вс-вышнего, но в Гойду – это только hойдоо[26] – признание и благодарность, что это есть аспект НеГИ.
И вот, аспект эвед иври[27], это что его служение, что он служит Вс-вышнему, это не только путем признания и принуждения, как эвед кнаани, ибо служение эвед кнаани – это авойдас перех, т.е., принудительный труд, но про еврейского раба сказано "лой сирде бой бефорех[28]", ибо его служение – это не только путем hойдоо, но есть у него также чувство сердца, однако, тем не менее, это не изменяет его сущности. И это будет понятно из того, что мы видим работу эвед иври в материальности, что он приносит все потребности дома снаружи внутрь, что это вещь, которую не подобает делать господину или членам его семьи, или даже еврейская рабыня, и поэтому – это работа еврейского раба, но, хотя он приносит все потребности дома вовнутрь, это все еще не пригодно для еды, ибо, для того, чтобы это стало пригодно для еды, это посредством варки и жарки именно, что эта работа – это работа еврейской рабыни, но результат работы еврейского раба все еще не пригоден для еды, и т.е., что он не достиг в своем служении изменения сущности, но только принес снаружи внутрь. И подобно этому будет понятно также в аспекте эвед иври в духовности, что хотя есть у него чувство сердца, тем не менее, это не есть изменение сущности. И т.е., что чувство сердца у него святости заключается в том, что свои природные качества как они есть по природе, или они по природе в сжатии, или они по природе в распространении, он использует их в святости, и это есть, что он приносит снаружи внутрь, но, тем не менее, это не есть изменение сущности, ибо сущность природы его мидойс[29] не изменилась, ибо если его природа это кивуц[30] – сжатие, то также сейчас он находится в кивуц, и если его природа – это hиспаштус[31] – распространение – то также сейчас он в hиспаштус, но только, что сейчас его мидойс – в пробуждении в святости. И причина этого – поскольку его служение – не в аспекте ХаБаД, ибо посредством мойхин[32] Хабад[33] происходит изменение сущности, и его служение – это только в мидойс ХаГаС[34], и нет здесь изменения сущности. И т.е., что его служение – что он раскрывает и пробуждает природный страх и любовь, которые есть в каждом, и хотя это природные страх и любовь, тем не менее, должна быть в этом работа, поскольку он любит свое тело больше по своей природе. Но тем не менее, поскольку мидойс не приходят со стороны его работы, но это природные мидойс, и его работа заключается только в том, чтобы убрать то, что скрывает их, то понятно, что мидойс остаются в своей природе – или они в кивуц, или в hиспаштус, и невозможно быть в этом изменения сущности. И этот аспект – это аспект руах дэЙециро, что это есть работа на уровне ХаГаС. И в служении молитвы – это борух шеомар и псукей дэзимро, что это есть аспект пробуждения мидойс, и это не аспект мойхин. И хотя также для пробуждения мидойс требуется углубленное размышление, ибо без углубленного размышления невозможно пробудить мидойс, но это не есть служение мойхин, поскольку мойхин только пробуждают мидойс. И это будет понятно наподобие различия между поверхностным изучением - "ле-гирсо" и углубленным изучением - "ле-июн". Ибо также в изучении "легирсо" должно быть понимание и постижение, ибо без понимания и постижения это не называется учебой вообще, и следовательно, необходимо сказать, что также в изучении легирсо есть понимание и постижение, но различие состоит в том, что когда он изучает беиюн, тогда он полностью отдает себя на постижение изучаемого вопроса, так что он становится одной сущностью с постигаемым, и это (постигаемое) становится его сущностью, но когда он изучает "для гирсо", то, хотя он понимает и постигает изучаемое, тем не менее, он понимает только поверхностный смысл изучаемого вопроса, и т.е., что он не отдает себя на постижение изучаемой идеи, так, чтобы это стало частью его самого, но он остается отдельной сущностью, хотя он понимает, о чем идет речь. И подобно этому также в hисбойненус[35] в псукей дэзимро, что это не таким образом, что он становится одним целым с постигаемым, т.е., что он становится таким, как это постигает разум, и само собой, его мидойс обновляются и становятся соответствующими сейхел, но его hисбойненус – таким образом, как сказали, "леойлом йесадейр одом шивхой шел мокойм[36]", что язык "порядка" – что он только выстраивает эти аспекты, что это подобно изучению "легирсо", и само собой, мидойс не порождаются разумом, и разум только пробуждает мидойс, и поэтому нет в этом изменения сущности.
И все это – это аспект эвед иври, однако аспект амо иврийо, это то, что есть в этом также изменение сущности, и т.е., что его служение, что он служит Вс-вышнему, - кроме того, что его работа – не по принуждению, но есть у него в этом также чувство сердца, но еще более – что это вся его сущность, и т.е., что это не только таким образом, что если он по своей природе в hиспаштус, то он служит Вс-вышнему с hиспаштус, и если он в природе кивуц – то он служит Вс-вышнему с кивуц, т.е., со страхом перед Небесами, но – он может служить Вс-вышнему также с hиспаштус, поскольку это его служение приводит к изменению сущности. Ибо подобно тому, как работа еврейской рабыни в материальности, - это приводит к изменению сущности, что посредством варки и жарки становится эта пища пригодной для еды, ибо вкус – это не материальная составляющая пищи, но – духовная, и это есть действие варки – что уменьшается материальная составляющая и ощущается духовная, и подобно этому также в духовности, что происходит в этом изменение сущности, и это потому, что его служение – это служение мойхин Хабад, что это есть аспект нешомо диБрио, и т.е., что его сущность становится в соответствии с постижением Б-жественности, которое он постигает, и разум "создает" мидойс, поэтому есть в этом изменение сущности. И в служении молитвы – это благословения Шма, и чтение Шма, что это есть углубленное размышление в служение ангелов, и их битуль, и в душах, которым дают вечную любовь и великую любовь, что это есть аспект мойхин, поэтому происходит здесь изменение сущности.
[1] ханаанейский раб
[2] (раб) желает бесконтрольности
[3] Каболас ойл - Принятие ига (Небесного Царства)
[4] "А если ударит человек своего раба или свою рабыню посохом" (Мишпотим 21, 20)
[5] палка
[6] страх перед палкой
[7] Пробуждение
[9] воззвания Свыше (которые слышит душа)
[12] Вожделения, страсти
[13] Разрешенное
[14] Кадейш ацмехо бемутор лехо - Освящай себя в разрешенном тебе
[15] заповедь "делай"
[16] Заповедь (или запрет) из Торы
[17] Б-гобоязненные
[20] действие
[21] Мысль
[22] мысли о раскаянии
[23] время благоволения
[24] "И грех твой снят будет, и вина твоя будет прощена." (Йешайа 6, 7)
[25] злодеи полны раскаяний
[26] Благодарность. признание.
[27] еврейский раб
[28] "Не властвуй над ним жестоко" (Бегар 25, 43)
[30] сжатие
[31] Распространение
[34] Хесед, Гвуро, Тиферес
[35] Гисбойненус, аспекты гисбойненус - Сосредоточенное размышление
[36] "пусть человек всегда выстроит славу Вс-вышнему"