С Б-жьей помощью
Глава Гаазину
Беседа 1
Небеса и земля подчинены Израилю
1. Сегодняшняя недельная глава Торы начинается со слов «Внимайте, небеса, и я
говорить буду, и услышит земля речи уст моих»[1].
Моше-рабейну обратился к небесам и
земле потому, что небеса и земля подчинены
евреям: когда евреи делают то, что хочет Всевышний, небеса и земля делают то,
что хотят евреи[2].
Дай Б-г, чтобы сейчас - когда самое время принимать добрые решения на будущее - оказалось достаточно принять такие добрые решения, которые побудят небеса и землю самым естественным образом делать то, что евреи желают в своих Б-жественных душах! Всевышний же даст евреям всевозможные материальные блага, и те покажут, на что они способны: как они умеют «превращать материальное в духовное»[3]! Дай Б-г, чтобы это произошло в довольстве и в радости!
Из беседы во второй день Рош-Гашана 5716 г. (1955 г.)
Беседа 2
Различие между Моше и Йешаягу в отношении к небесам и земле. Урок из этого в служении.
2. Почти то же самое, что Моше-рабейну, - только в обратной
последовательности - сказал пророк Йешаягу:
«Слушайте, небеса, и внемли,
земля»[4].
Комментаторы разъясняют[5],
что со словом «слушай» обращаются к тому, кто находится далеко, а со словом
«внимай» - к тому, кто находится близко[6].
Моше-рабейну был к небесам ближе, чем к земле, и потому небесам он сказал
«внимайте», а про землю - «услышит». Пророк же Йешаягу был ближе к земле и
потому сказал: «Слушайте, небеса, и внемли, земля».
3. Душа Моше-рабейну была душой из мира Ацилут. Такие души, даже находясь здесь, на земле, остаются на уровне мира Ацилут[7]. На это намекает Рамбам, когда пишет о превосходстве Моше-рабейну над всеми остальными пророками[8]. При получения пророчества Свыше все остальные пророки как бы полностью освобождались от своего физического тела, потому что оно мешало им воспринимать Б-жественное откровение (которое происходило именно из мира Ацилут). А Моше-рабейну не нужно было освобождаться от своего физического тела, потому что оно не только не мешало ему получать Б-жественное откровение, но более того, служило инструментом, сосудом, способным воспринимать Б-жественное, так как было настолько очищено и освящено, что «Шхина говорила из его уст»[9]. По той же причине было еще одно отличие Моше-рабейну от остальных пророков: «Все пророки начинали свое пророчество со слова ко ("так [сказал Б-г]"), а Моше - с зэ ("это [повелел Б-г]")»[10] - Моше-рабейну находился в мире Ацилут[11]. Поэтому когда Моше-рабейну упомянул небеса (духовные Небеса, мир Ацилут), он сказал: «Внимайте» - употребил выражение, указывающее на близость. Упоминая же землю (то есть все остальные миры: Бриа, Йеци-ра, Асия в целом и, в частности, этот наш мир - материальную часть мира Асия), он сказал: «И услышит» - услышит находящееся вдалеке.
Уровень пророчества Йешаягу был таким же, как у остальных пророков. Хотя он видел Колесницу мироздания, но это была лишь Колесница мира Бриа. Поэтому он сказал небесам (то есть миру Ацилут): «Слушайте» - слушайте, находящиеся вдалеке, а земле - «Внемли», то есть употребил выражение, указывающее на близость.
4. Возникает, однако, вопрос: зачем Моше-рабейну вообще упоминает более низкие миры - Бриа, Йецира и Асия, а пророк Иешаягу - мир Ацилут? Ведь все, что видит душа из мира Ацилут, - это Ацилут, потому что этот мир находится не только где-то там, очень далеко, но и здесь, внизу, на земле (как сказано в «Ликутей Тора»: духовное выше категории пространства[12]). Значит, Моше-рабейну нужно было говорить только про мир Ацилут, а Иешаягу, видевшему Колесницу миров Бриа-Йецира-Асия, - только про «землю»?
Ответ состоит в следующем. Согласно «открытой Торе» Моше-рабейну обратился к небесам и земле, а Иешаягу - к земле и небесам потому, что они призвали их быть свидетелями[13]. Показания двух свидетелей должны согласовываться во всем: оба должны говорить одно и тоже. Поэтому Моше-рабейну и Иешаягу обратились и к небесам, и к земле (только в разном порядке): необходимо, чтобы свидетели были равны, поэтому каждому из них было сказано и «внемли», и «слушай».
То же самое происходит и в духовном плане. Необходимо выровнить соотношение мира Ацилут и остальных миров (чтобы их свидетельства были согласованы): мир Ацилут должен снизойти в миры Бриа-Йецира-Асия, а те - подняться в мир Ацилут.
Вот почему Моше обратился также к более низким мирам: чтобы притянуть в них мир Ацилут, а Иешаягу обратился к миру Ацилут, чтобы поднять в него миры Бриа-Йецира-Асия. Вообще делом Моше было притяжение сверху вниз, и именно поэтому он притянул Тору на землю. Дело же Иешаягу - подъем снизу вверх, так как вообще задача пророка - служить этическим наставником, то есть поднимать народ на более высокий уровень: снизу вверх. Поэтому оба они - и Моше-рабейну, и Иешаягу - говорили и о том, и о другом: и о высшем мире Ацилут, и об остальных, более низких мирах. Тем самым они добились того, чтобы то, что вверху, и то, что внизу, вступили во взаимодействие и объединились.
5. Какой урок мы извлекаем из сказанного выше для нашего служения Всевышнему? «Небеса» символизируют «сидящих в шатре», шатре Торы - тех, кто посвятил себя изучению Торы. «Земля» - это люди дела. Они не должны существовать отдельно друг от друга, между ними должно быть взаимодействие и взаимопроникновение. «Сидящие в шатре» должны знать: «У всякого, кто говорит: "Нет у меня ничего, кроме Торы", - даже Торы нет у него»[14]. То есть кроме изучения Торы должно быть и исполнение заповедей, потому что учиться необходимо именно для того, чтобы исполнять выученное: «Велико учение, потому что оно приводит к действию»[15]. А деловым людям, у которых главное в служении Всевышнему - это исполнение заповедей, тоже надо знать, что у них должно быть постоянное расписание изучения Торы каждый день: по крайней мере «одну главу утром и одну главу вечером»[16]. Различие между ними должно быть заметно лишь в том, что именно у каждого из них главное, в каком именно виде служения Всевышнему он старается делать всё как можно лучше. Но у всех должно быть и учение, и его воплощение в действие[17].
То же самое верно и в плане деления евреев на категорию «служащих Б-гу своей душой» и категорию «служащих Б-гу своим телом». Хотя главное в служении первых - духовная работа, они должны использовать также и свое тело (то есть поднимать его снизу вверх). А «служащие Б-гу своим телом» обязаны стремиться к восприятию и усвоению света души (то есть осуществлять притяжение сверху вниз).
И так же - в исполнении каждой заповеди Торы. Должно быть и практическое исполнение заповеди, и кавана - особое умонастроение и понимание смысла того, что делают. Ибо «заповедь без каваны - как тело без души»[18].
Из беседы в субботу главы Гаазину 5718 г. (1957 г.)
[1] Дварим, 32:1.
[2] Небеса посылают дожди вовремя и обильную росу, а земля дает богатый урожай.
[3] Выражение Алтер Ребе (см. Гайом йом, 27 элуля), означающее, что евреи, тщательно исполняющие заповеди Торы, все материальное обращают в служение Всевышнему.
[4] Йешаягу, 1:2.
[5] Танхума, Гаазину, 2.
[6] Так как «внимать», легаазин на иврите - от слова озен, «ухо»: дословно «приклонить ухо».
[7] См. Тания, ч. 4, послание 20.
[8] Мишнэ Тора, Законы об основах Торы, 7:6.
[9] См. Зогар, ч. 3, стр. 232а, 7а и 265а.
[10] См. комм. Раши к Бемидбар, 30:2.
[11] Местоимение зэ («это») указывает на нечто, находящееся перед говорящим. Моше-рабейну отличался от остальных пророков тем, что в момент получения пророчества находился пред лицом Всевышнего, в непосредственной близости от Него. См. Сифрей, гл. Матот; Ликутей Тора, Бемидбар, 81а.
[12] См. Ликутей Тора, Дварим, 49б.
[13] См. комм. Раши к Дварим, 32:1.
[14] Йевамот, 109б.
[15] Кидушин, 40б.
[16] Мнахот, 99б.
[17] См. Тания, ч. 4, послание 5.
[18] См. Шней лухот габрит, Масехет Тамид, Амуд гатфила, Иньян Ханука (249б).