Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Письмо рабби Менахем Мендла Шнеерсона

В качестве предисловия мы приводим письмо рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, преемника Ребе Раяца, написанное им в новомесячье Швата 5730 года, в преддверии 20-й годовщины ухода из материального мира того, о ком эта книга, и отрывок из его выступлениия в 5710 году, вскоре после того, как душа его великого предшественника покинула этот мир…

Мир вам и благословение!

Сегодня первое число месяца Шват. Десятое число этого месяца является днем ухода из материального мира моего тестя и учителя рабби Йосефа-Ицхока. Всю свою земную жизнь душа его самоотверженно трудилась над распространением еврейства, Торы и заповедей, о которых сказано: «и да живет в них (человек)». Трудилась, не смущаясь и даже не обращая внимания на своих противников, гонителей, ненавистников.

И пусть память о нем преобразуется в деяния, ибо они — главное, и направит нас по тому пути, который он указал нам, путь распространения Торы и ее заповедей, любви к Всевышнему и страха перед Ним, и да преумножатся деяния наши.

Пусть память о нем и то воздействие, которое она на нас оказывает, не ослабевают в течение всего года.

И да будет этот год годом света, годом благословения, годом Торы.

И годом избавления, истинного и окончательного, которое наступит с приходом Мошиаха — освободителя нашего, и грядущего затем воскрешения умерших, и пробудятся и возрадуются лежащие во прахе, и он (наш Ребе) среди них.

 

***

Многие пытаются определить и объяснить величие и достоинства руководителей Хабада,
в частности главы нашего поколения, моего тестя и учителя Ребе Раяца, да покоится душа его в мире, утверждая, что были они людьми великими, самоотверженными, нравственными, учеными, провидцами, творящими чудеса, и т.д.

В этих восхвалениях будет объяснено, что такое, согласно учению Хабад, самоотверженность, великий человек и т.д.

И все-таки главного здесь нет. Нет того главного и особенного, наиболее важного для нас, его хасидов, что касается именно нас, — что был он руководителем, в частности, руководителем Хабада.

Ибо руководитель называется главой тысяч Израиля (см. Тания, 82), для них он голова и мозг, из него черпают они  свою жизнь, посредством приверженности ему связаны своими корнями
с Небесами.

Бывают руководители, чье влияние касается областей внутренних или внешних, наружных. Различают их и по тому, в открытом или сокрытом учении Торы либо в том и в другом они внесли свой вклад, как учили они хасидизму и служению Всевышнему, как отразилось их влияние во внешних формальных вещах и т.д.

У некоторых сочеталось несколько подобных направлений и даже все направления.

И в этом был до сих пор заключен смысл деятельности руководителей Хабада, от Алтер Ребе до моего тестя, сочетавших в себе все свойства и направления. Их влияние сказывалось как во внутренней, так и внешней областях, в изучении Торы и служении Всевышнему, в добрых делах, духовном и физическом плане. Во всем этом существовала неразрывная связь между ними и их последователями через все 613 членов души и тела.

И каждому из нас следует как можно глубже проникать мыслью и разумом в понимание того, кто является руководителем, главой поколения, от кого происходит совершенствование
в духовном и материальном плане, через связь с кем (в письмах объяснялось, каким образом такая связь осуществляется) мы сообщаемся с наивысшими источниками.