Рав Фруман. "Хасидим смеются над этим"
28
У рабби Нахмана есть несколько мест, где изложение обрывается на середине. Но в одном месте он остановился прямо посредине предложения: "В начале все начиналось с Песах. И поэтому все заповеди — память об Исходе из Египта. И сейчас…" (Ликутей Моаран, второе издание, 74). Это означает, что в классическом иудаизме все заповеди — память об исходе. А сейчас наступила новая эпоха — время смеха и свободы. Раньше соблюдение заповедей — это было нечто серьезное. Песах —это пафос. Тора — патетична. Полна серьезности. А сейчас наступила новая эпоха — новая Тора. Тора Эрец Исраэль, Тора Мошиаха. Все заповеди сейчас — память смеха в Пурим, а не пафос Песаха.
Быть или не быть — это серьезный вопрос. Тяжелый вопрос. Но в том представлении Шекспир пишет также, что весь мир — сцена. Все — игра. Вы слышите, как я говорю, что самый важный вопрос в жизни — это быть или не быть? Весь этот вопрос — это смех. Это игра… Это игра…
Есть одно, что выше вопроса "быть или не быть". И даже выше пикуах нефеш, который отталкивает субботу. Что может быть выше пикуах нефеш? Перед Б-гом. Перед Вс-вышним. Быть перед Вс-вышним в этом мире и в будущем мире. Быть перед Вс-вышним, и знать, что все, что мы сделали до сих пор — это смех. В жизни, в смерти — это смех перед Б-гом.
28
У рабби Нахмана есть несколько мест, где изложение обрывается на середине. Но в одном месте он остановился прямо посредине предложения: "В начале все начиналось с Песах. И поэтому все заповеди — память об Исходе из Египта. И сейчас…" (Ликутей Моаран, второе издание, 74). Это означает, что в классическом иудаизме все заповеди — память об исходе. А сейчас наступила новая эпоха — время смеха и свободы. Раньше соблюдение заповедей — это было нечто серьезное. Песах —это пафос. Тора — патетична. Полна серьезности. А сейчас наступила новая эпоха — новая Тора. Тора Эрец Исраэль, Тора Мошиаха. Все заповеди сейчас — память смеха в Пурим, а не пафос Песаха.
Быть или не быть — это серьезный вопрос. Тяжелый вопрос. Но в том представлении Шекспир пишет также, что весь мир — сцена. Все — игра. Вы слышите, как я говорю, что самый важный вопрос в жизни — это быть или не быть? Весь этот вопрос — это смех. Это игра… Это игра…
Есть одно, что выше вопроса "быть или не быть". И даже выше пикуах нефеш, который отталкивает субботу. Что может быть выше пикуах нефеш? Перед Б-гом. Перед Вс-вышним. Быть перед Вс-вышним в этом мире и в будущем мире. Быть перед Вс-вышним, и знать, что все, что мы сделали до сих пор — это смех. В жизни, в смерти — это смех перед Б-гом.