144. Спор как Б-жественный "вакуум" для творения нового мира



Рав Менахем Фруман.

Хасидим смеются над этим.

144

Мир Торы полон разногласий. Мудрецы Талмуда спорят буквально по любому поводу. Кто-то пошутил на эту тему: «откуда мы знаем, что у мудрецов Талмуда было чувство юмора? — они сказали «мудрецы Торы умножают мир»…»

Когда еврейское общество видит перед собой разногласия мудрецов Торы — это сотрясает его основы. Ибо вот один мудрец говорит так, а другой говорит иначе, и кто знает, как на самом деле… Простое сознание, что мои учителя передают мне ясную и простую истину, Слово Б-га — разрушается.

Много лет назад я как то видел, как рав Авинер читает книгу о грандиозном «споре» (как бы это лучше перевести — это был даже не «спор», это была в масштабах того времени почти что «мировая война»…) между равом Яаковом Эмдиным и равом Йонатаном Эйбшицом (кто не в курсе — рав Эйбшиц подозревался в том, что он не более и не менее, как тайный сторонник ШаЦа, лже-мессии Шабтая Цви, да сотрется имя его).

Я спросил у него — почему он читает именно эту книгу? Он ответил, что есть мнение, что вся «аскала», весь отход от еврейства зародился благодаря этому спору.

Эта война авторитетов разрушила тогдашний еврейский мир. Простые люди вдруг увидели, как два великих ученых Торы ругаются и оскорбляют друг друга. Их мир рухнул, и это привело их к отходу от еврейства. Пока ты пребываешь в мире единства — в нем есть Б-г. Право-лево, добро-зло, верх-низ. Но когда есть махлокет — это кризис. Создается «халаль пануй», «вакуум». Вс-вышний покидает это место.

Однако рабби Нахман видит в махлокет большое преимущество, поскольку «вакуум» который она создает, дает возможность построить новый мир. Когда есть только одна истина — ясная, понятная, сама собой разумеющеюся — нет места для создания нового знания, для того, чтобы начать строить новый мир. Когда есть разногласия — появляется место для новых духовных возможностей.

Как правило, когда мы сталкиваемся со спором мудрецов, есть у нас две возможности. Классическая галахическая практика — это «ахраа». Установление закона по одному из мнений. Решение, что это верно, а это — ошибочно.

Ученики рава Кука предпочитают возможность синтеза. Я беру что-то отсюда и что-то отсюда.

Рабби Нахман предлагает третий подход — молчание. Я не знаю, что решить. Я не знаю, за кого голосовать на выборах. Я молчу. Это молчание — выражение «халаль пануй», Б-жественного «вакуума» в моей душе.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .