Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

170. В чем различие между "кто" и "что"?



170

В чем различие между «кто» и «что»?

«Что» — это вопрос о содержании, о сущности. Что ты из себя представляешь? Я еврей, религиозный, «кипа сруга», бахур йешива и т.д. Есть у меня различные характеристики. Мой характер, моя психология — это все часть моего «что».

Но есть также сама личность. Это «кто» я. Человек — это не просто набор характеристик и дел. Есть также кто-то, кто за пределами этого всего.

Много лет назад меня потрясло понимание того, что центральный вопрос в религиозном мире — это или ты воспринимаешь Вс-вышнего как «что» или как «кто». Как правило, мы воспринимаем Его как нечто, как некоторое содержание, как идеологию, как мир определенных ценностей. Это подход «что», и это Шехина. Но иногда вся эта религиозная идеология рушится. Шехина в изгнании. В таком положении «кто» способно спасти «что». В более высоком восприятии Вс-вышний это «кто», я воспринимаю его как некто, и тогда есть личное, интимное отношение к Нему. И оно излечивает религиозную идеологию. Высшая има (мама), которая называется «кто», исправляет Шехину. «Что» — это Слава Вс-вышнего, но «Кто» — это Царь Славы.

В мире мудрости, в мире философии, основное — это задавать вопросы: «что ты сделал». «что ты искал». «Что ты нашел». «Что означает быть религиозным евреем». И т.д. Эти вопросы зачастую остаются без ответа, и поэтому древнегреческие философы, и за ними Рамбам, написали, что в конечном счете Вс-вышний непознаваем. Это действительно высокая ступень — «не-знание». Но в том интимном месте, где Вс-вышний это «кто», а не «что», есть нечто более высокое. «То, что мудрость сделала короной на голове своей — сделала скромность пяткой для подошвы своей».

У моей бабушки Вс-вышний был дедом с белой бородой, который смотрит на нас с Небес. Философы презирают такого Б-га моей бабушки. Они много потрудились, чтобы превратить Б-га в глубокую и возвышенную мудрость.  Наша задача — придать новую глубину вере наших бабушек. «К спасению твоему надежда моя, Вс-вышний».