Маниту

Имя философа Маниту я услышал впервые несколько месяцев назад от рава Шаула Вайнгорта на уроке в хабадской синагоге в Рехавии. Он сказал какой-то «ворт» от его имени, и ворт, что называется, прочно «застрял» в моей голове. Прошло еще несколько месяцев, когда у меня возникло прочное ощущение, что, по большому счету, мистика это тупик. Мистика, в лучшем случае, уводит меня из мира, создает ощущение вечного кайфа, создает иллюзию что все хорошо. Но потом, когда «опьянение» религиозного экстаза уходит — и ты остаешься один на один со всеми своими проблемами — ты вдруг осознаешь, что решение искать избавление в мистике было ошибкой. Но где же путь?
(Из уроков о революции в еврейской идентичности) Нужно перевести наш иврит на святой язык. Мой опыт показывает, что лишь немногие способны это вынести. Многие начинают, но возвращаются к «иудейской Торе». Другими словами, возвращаются в ешивы Бней Брака. Боятся этого. Иудей — это как Яаков. Он боится подняться наверх. Есть различие между Яаковом и Израилем. Иудей — это как Яаков. (зал) Его можно понять. Иудей, который теряет свое «иудейство», ему кажется, что он падает в пропасть, он не понимает, что он поднимается наверх.
Мы находимся в поколении, в эпоху революции, в переходную эпоху иудея, возвращающегося в Землю Израиля, в эпоху возвращения к «ивриют[2]». И то, чего не хватает, это то, что рав Кук называет «Тора Земли Израиля». Что означает «Тора Земли Израиля»? В чем различие? Первый момент, который я хотел бы прояснить, скажите мне, если это получилось достаточно ясно, это вопрос, в чем состоит различие между иври и йегуди. (зал) Ясно, что есть различие, но не ясно, в чем оно состоит. Непонятно, в чем состоит содержание «иври».
Из книги «Тайна мидраша противоположностей»[1] На этом уроке, часть присутствующих были христиане. Поэтому, многие понятия формулировались так, чтобы быть понятными и эмоционально приемлемыми для христианских слушателей. Мы решили представить его ивритскому читателю, ибо он дает очень важный взгляд на взгляды рава Ашкенази, по отношению к народам мира в общем, и к христианам в частности. В течение долгого времени большая часть мыслителей западной культуры относились к греческой и римской мифологии, и к мифологии в общем, как к обычному народному фольклору, не содержащему в себе никакой мудрости, достойной изучения. Однако, в древнем мире, мифология заключала в себе всю мудрость человечества. В последние сто лет этнологические и антропологические исследования открыли окно для того, чтобы заново открыть мудрость, заключенную во внутреннем мире мифа — не «чистая», не «рафинированная», но тем не менее, мудрость. Более того, можно сказать, что мифы каждого общества, и в особенности, его основополагающие мифы, раскрывают его внутреннюю сущность (идентичность).
(зал) Как, с точки зрения рава, должна выглядеть современная средняя ешива[2]? Рав. Смотри. Я руководил средней ешивой в течение четырех лет. (зал) В Эрец? Рав. Да, это была сефардская «Метивта» в Старом Городе. После Шестидневной войны. Когда мы вернулись в Старый Город, я руководил ей. В конце концов я поднял руки. Ибо все Рамы[3] — Рам это основа учебы в средней ешиве — преподавали по системе «Порат Йосеф». Невозможно было ничего сделать. И я сказал: «или программа мисрад ахинух, или я ухожу». Я ушел, и ешива закрылась. Вы слышали про «Метивту»? — Она закрылась.
Рав Маниту говорит здесь о чрезвычайно важном различии между «теоретической» и «практической» галахой, о галахе, установленной на все времена, и галахе, актуальной только в данном поколении. После изучения галахи в теоретическом аспекте, далее нужно принять решение, как поступать практически, «галаха лемаасэ», практическая галаха. Это вывод после каждой «сугии» в Талмуде, и даже там, где сказано «тейку». На первый взгляд, «тейку» означает, что нет окончательного вывода. «Тейку» это «Тишби (пророк Элиягу) объяснит сложные и непонятные вопросы». Ашкеназы говорят: «Тишби разрешит сложные и непонятные проблемы». Мекубалим (каббалисты) говорят, что в слове «тейку» не хватает буквы «нун». Нужно «исправление» для этого «тейку», нужно добавить букву «нун». Что означает буква «нун»? Пятьдесят врат постижения.
Из уроков рава Ашкенази в «Торат а-толадот», сборник 6 Нужно понять, что различие между реформистами и ортодоксами у ашкеназских евреев, это не началось, как это обычно думают. Реформисты были первыми. И ответом была ортодоксия. Это невела и это трейфа. И мудрецы поколения в Германии, когда началась система «Тора вместе с дерех эрец», мудрецы поколения, настоящие судьи, были против этого, не хотели этого. Они наложили херем на это! «Вы выводите себя из общины народа Израиля»? Создаете отдельные общины? Я имею в виду, ортодоксальные? Это катастрофа! Они не хотели слышать об этом!
"Напиши себе слова эти, ибо на основании (буквально - на устах) этих слов заключил Я с тобой союз, и с Исраэлем". Союз Торы он с Устной Торой, однако, на сегодняшний день мы деградировали. Есть забвение, и поэтому, есть книги. Все перевернулось. Именно книги вызывают споры гораздо больше, чем само забвение. Мы ведь не "народ Книги". Мы народ тех, кто открыл Учение (Тору), записанное в Книге. Сегодня начинает прогрессировать авода зара нового вида: авода зара книги. Есть те, кто предпочитают книгу Живому Устному Учению. Они превращают народ в народ-продавцов книг, библиотекарей, ослов-книгоносцев.

Запись опубликована в рубрике: .