О приходе Машиаха, еврейского царя, который избавит от страдания и горя весь мир, говорят на каждом шагу, в любом конце света. Люди делают это, словно заглядывая в холодную черноту колодца, где ничего нельзя разглядеть. У Ребе другой угол зрения. Он стоит на пороге новых времен и зовет шагнуть за ним следом...
ШЕСТОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Мы празднуем в месяце Сиван праздник Шавуот – день дарования Торы у горы Синай. Евреи приняли ее из рук Вс-вышнего, зная, что это – план Творения, и что они, соблюдая заповеди, должны завершить его, чтобы мир и добро утвердились на земле окончательно. Внутренний смысл приказов Торы был известен лишь горстке мудрецов, единицам в каждом поколении. Большинству евреев была открыта только внешняя сторона заповедей. Тем не менее они согласились их соблюдать.
Идея покупки состоит в том, что вещь, меняя хозяина, сама остается неизменной. Тору называют «покупкой», которую еврейский народ взялся сохранить в целостности, ничего не убавляя и не прибавляя. Перед тем, как войти в Святую землю, евреи заключили с Б-гом союз, обязавшись сберечь Тору при любых обстоятельствах. Это было в Рош Ашана – Новый год.
Каким образом «союз соблюдения» связан с Новым годом? В этот день в еврейской душе пробуждается особое свойство: принятие ярма Небес. Еврей готов выполнять волю Царя, даже если ее внутренняя логика от него скрыта.
Всюду, где ступала нога еврея, он старался соблюдать заповеди Торы, проявляя мудрость, изобретательность и героизм. Правда, находились люди, которые считали, что переделывать мир по Торе слишком сложно. Лучше приспособить Тору к миру, отсекая от нее все, что мешало им спокойно жить. Их называют реформистами. Эти люди нарушают законы купли-продажи. Ведь Тора была дана евреям с условием, что они сберегут ее целиком.
Наш народ старался честно выполнить это условие. Но покупка не завершилась окончательно, потому что внутренний смысл заповедей еще не открылся разуму. Это стало происходить только в шестом тысячелетии, в последние несколько столетий. Учение Каббалы и хасидизма помогает разуму понять то, что раньше было отдано под опеку верящего сердца. Открывая внутреннюю часть Торы, еврей увидит суть и цель нашего мира. За пестрой суетой он разглядит то, что не меняется.
Тогда покупка завершится и он внесет Тору в свой дом.
НЕ НУЖНО ЖДАТЬ
Есть люди прямые и открытые, которые спрашивают меня, что будет с их бизнесом, когда придет Машиах. За эти годы ценой больших усилий встали на ноги солидные предприятия, нажит капитал, завязались связи с влиятельными лицами, евреями и неевреями – так неужели все пойдет прахом?
Ответ таков: нечего бояться. Геула – Избавление, включает все ценное, что было в галуте. Более того. Все вещи хорошие и полезные поднимутся на такую высоту и получат такую силу, которых не было до сих пор. Слово Геула отличается от слова гола – изгнание, только тем, что в ней добавляется буква алеф. Духовное значение этой буквы – Алуфо шель олам – «Хозяин мира». Воля Вс-вышнего раскроется во всех вещах этого мира. Станет понятно их истинное назначение. Это относится не только к заповедям Торы, но и к тому, что еврей делает по собственному усмотрению, потому что его душе так захотелось, – конечно, если при этом не нарушаются приказы Торы.
Не нужно ждать. Каждый еврей должен постараться отыскать пути, как раскрыть в своем бизнесе Славу Вс-вышнего, используя при этом опыт, капитал, деловые связи, которыми он так дорожит...
Ошибается тот, кто думает, что между приходом Машиаха и обычной жизнью нет прямой связи. Напротив. Будущая Геула зависит от того, как мы ведем себя в галуте. Постараемся жить так, чтобы наши поступки раскрывали волю Вс-вышнего в этом мире. Особенно это касается заповеди цдака, то есть помощи другому еврею. Нужно, чтобы он был не просто одет и накормлен, но чтобы это делалось с почетом и уважением по отношению к нему. Так подобает «царству священников», к которому относимся мы все...
СУДЬИ БЕЗ СТРАЖНИКОВ
Когда закончились странствия по пустыне и евреи были готовы вступить на Святую землю, народ услышал приказ Вс-вышнего:
«Судей и стражников поставь себе во всех своих воротах».
Это значит, что в Эрец Исраэль в каждом городе должны быть знатоки Торы, которые будут разбирать еврейские споры в соответствии с указаниями Закона – Галахи. Если кто-то не захочет подчиниться их решению, то в распоряжении судьи есть стражники, которые заставят уважать слово мудреца.
Иешаяу – «пророк Избавления», говорит о временах Машиаха, когда евреи вновь вернутся к себе на родину. Он повторяет слова Вс-вышнего, но несколько по-иному:
«И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале..».
Итак, в пророчестве о будущих временах остались «судьи», но исчезли «стражники». Вместо них появилась новая фигура – «советник». Чем вызвана эта перемена? Какая задача стоит перед каждым из них?
Судья – знаток Торы. Тора была создана до Сотворения мира. Она – цель и план Творения. Соприкасаясь с этим источником, судья получает заряд духовной силы, несопоставимый с возможностями обычного разума. Еврейский судья решает будничные конфликты на основе Б-жественной мудрости. Поэтому мы обязаны принять его решение, даже если оно непонятно нам.
Стражник. Вот поговорка наших мудрецов: «Если нет стражника, то нет и судьи..». Мало говорить о правде и добре, нужно, чтобы они осуществились. Стражник важен как продолжение судьи. Он следит, чтобы его решения выполнялись.
Советник. У советника нет авторитета судьи. Он не обладает властью стражника. Он даже не может заставить себя слушать, потому что каждый волен повернуться к нему спиной. Зато советник может пронести слова Торы туда, куда стражнику нет доступа, – к еврейскому сердцу. И перед ним не нужно стоять навытяжку, как перед судьей. Разговор с советником – это беседа двух товарищей.
Есть и еще одно отличие. Судья, говоря о законах, объясняет, насколько он хорош и как важен в глазах Вс-вышнего. Советник, как никто другой, сможет показать, как соблюдение Галахи помогает самому еврею.
Но мы еще не ответили на вопрос, почему в пророчестве о будущих временах советник заменил стражника.
Дело вот в чем. Стражник был нужен, чтобы сломить йецер ара – «дурное начало», живущее в нашем сердце. Именно эта сила противится соблюдению приказов Торы. Во времена Машиаха зло начнет покидать этот мир и, когда Маши-ах займет царский трон, исчезнет вовсе. Поэтому стражник не понадобится. Сердца людей станут более чуткими к словам судьи, которые им поможет понять советник.
Теперь еще раз прочтем слова пророка:
«Поставлю судей твоих как прежде..».
Иешаяу намекает на первородную мощь Торы, которая вдохновляет ход мыслей. Ведь наш Закон существовал до Сотворения мира, прежде возникновения всех вещей.
Однако соединить свой разум с этим источником можно лишь в том случае, когда человек не стоит на месте, когда он уже начал задумываться и задавать вопросы. Тогда советник найдет к нему дорогу. И исполнятся слова:
«... Советников твоих, как вначале..».
В начале пути каждого из нас.
ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВЫХ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ДВАЖДЫ
Мне задавали вопрос, каким образом можно говорить о воскрешении из мертвых в наши дни. Ведь известен порядок наступления времен Машиаха. Он таков:
– Раскрытие Машиаха, царя из дома Давида.
– Строительство Третьего Храма.
– Собрание всех евреев в Эрец Исраэль.
– Воскрешение мертвых.
Однако «пробуждение спящих в прахе», если речь идет о душах отдельных праведников, начнется гораздо раньше, в самом начале раскрытия Машиаха...
БАРАБАНЫ МАШИАХА
Еврейский народ выходил из Египта в спешке, налегке, почти не взяв еды в дорогу. Но в спешке Исхода еврейские женщины не забыли захватить с собою бубны. Они предчувствовали, что Вс-вышний приготовил для своего народа большие чудеса, и готовились прославлять их песнями и танцами.
То же произойдет в наши дни, в конце последнего из галу-тов. Еврейские женщины должны быть абсолютно уверены в Избавлении истинном и полном. И идя навстречу ему, они уже сейчас должны встречать наступающее Избавление пением, музыкой, хороводами – строго соблюдая при этом все правила скромности.
Их танец неотделим от молитвы. В этой молитве много горечи и нетерпения, потому что последние дни галута еще длятся, потому что Геула только начинается. Эта горечь находит выражение в крике «Адматай!?» – «Доколе!?»
Доколе, доколе, доколе еще продлится этот голу/га?!
Но в душах еврейских женщин уже начинает звенеть радость, большая радость от предчувствия наступающего Избавления. Они поют и водят хороводы, и кричат:
– Машиах идет! Вот он уже близко!