Странствующий нищий
НА СЕМИ ВЕТРАХ
В городе Вормсе жил ученый, который для заработка торговал вином, а для того, чтобы выполнить своё призвание на земле, писал комментарии к Торе. Звали его Рабби Шломо бен Ицхаки или, сокращённо, Раши.
Самсон был еврейский богатырь. Узнав тайну его силы, враги евреев, плиштим, поймали его, ослепили и привели на посмешище в дом своего идола. Тогда Самсон стал просить Гашема, чтоб хоть на короткое время вернулась к нему его былая сила, и когда почувствовал ее, обрушил крышу на головы врагов, а сам погиб под обломками.
Наш святой Храм, Бейт Га-Микдаш, был разрушен, когда войска нечестивого Тита захватили Ерушалаим[1]. Римляне думали, что если разрушить дворец Царя, то евреи, халила, забудут о Нем, о Его приказах, и начнут, волей-неволей, выполнять приказы тех, кто ими правит.
Еврей попал в беду и идет к ребе за помощью. Иногда ребе чудесным образом помогает исправить ситуацию. Иногда объясняет, почему именно события сплелись таким образом, и уже тем самым облегчает их бремя. Но есть общая деталь: в этих историях отсутствует волшебная палочка. Во-первых, потому что они происходили на самом деле. Во-вторых, потому что главная обязанность ребе — это пробуждение еврейской души. Зачастую еврей просто видит пример, как мог бы поступить он сам, прояви больше терпения или упорства, или больше любви к своим близким и к заповедям Торы.
У Баал Шем Това был преданный хасид по имени реб Вольф Кицес. Ни одного дела, ни важного, ни пустякового он не делал, не спросив совета у своего ребе. И вот однажды реб Вольф признался Баал Шем Тову, что им овладело страстное желание побывать в Эрец Исраэль. Бешт выслушал его внимательно и ответил:
В Польше жил купец, который занимался тем, что скупал у помещиков лен и продавал его за границу. Он был богат и давал очень большую цдоку. Особенно часто он выступал поручителем за тех евреев, которые по бедности не смогли вовремя уплатить ренту и сели из-за этого в тюрьму.
В молодости два прославленных брата, раби Элимелах и раби Зусия отправились в добровольное изгнание. Они бродили из местечка в местечко, ели то, чем делились с ними здешние евреи, ночевали там, где придётся: иногда в домах, чаще — в сарае с сеном. В чём был смысл этих скитаний? Двое молодых раби, которым было предназначено стать лидерами и иметь тысячи последователей, хотели приучить себя к лишениям и скромности, чтоб никогда не впасть в грех самодовольства. Они также хотели «из первых рук» узнать о страданиях и горестях своих братьев-евреев, даже самых бедных, которым приходится жить подаянием. И они ещё надеялись, что изгнание поможет им получить прощение за грехи, которые они совершили невольно.
В давние времена в Марокко правил султан. Он много слышал о мудрости раввина еврейской общины, которого любили и уважали все и евреи, и арабы. «Если хоть половина того, что говорят о нём — правда, я должен непременно повидать его»,— решил султан и пригласил раби к себе во дворец. Они долго беседовали. Султан был восхищён умом и учёностью раввина. Снова и снова приглашал он его во дворец, и в конце концов, раби стал личным советником султана.
Известный цадик, реб Моше Лейб Сосовер, во время одного из путешествия зашёл в корчму, которую его знакомый арендовал у здешнего пореца — польского помещика. Он удивился, увидев на двери замок. Соседи сказали, что еврей не мог вовремя отдать ренту, и порец за это держит его в заключении, а жену и детей прогнал.
Не всегда талмид хахам, человек, посвятивший себя изучению Торы, сидел за столом, углубившись в толстые фолианты. Иногда ему приходилось отправляться в путь, чтобы утвердить Тору в еврейских сердцах. При этом, он мог прикинуться бродячим сапожником, торговцем или даже нищим. Вот так и начинается наша история: в маленьком городке появился нищий...
Два короля вели долгую и ожесточенную войну за спорные земли, но ни один из них не мог добиться победы. Много жизней унесла война, огромные суммы были истрачены. Наконец они решили так: земли достанутся тому, кто докажет, что у него на них больше прав. Копаясь в архивах, один из королей обнаружил, что является потомком проклятого Гамана, который во времена царицы Эстер хотел уничтожить всех евреев. Это открытие разбудило в нем зверя, он решил отомстить за своего предка.
У Рабби Баал-Шем-Това всегда было много гостей. Одни хотели узнать, как лучше служить Гашему, другие просили помочь в беде. Но никто не приходил к нему просто так, от нечего делать. И вдруг такой человек появился.
Вы, вероятно, слышали о знаменитом ребе Леви Ицхаке из Бердичева. До Бердичева он жил в Пинске, где у него был хасид реб Симха. «Симха», как известно, по-еврейски значит «радость». Но реб Симха постоянно ходил печальный: у него с женой не было детей.
Некоторое время назад у людей было модно нюхать табак. Придя в синагогу, вы вполне могли увидеть шамеса с табакеркой, который предлагает понюшку каждому желающему. Пустяк, а все-таки приятно. На идиш есть такое выражение: „а шмек табак', понюшка табаку. Употребляют его, когда речь идет о маленькой вещи, которая почти ничего не стоит. Однако в нашей истории понюшка табаку привела к очень серьезным последствиям.
В небольшом польском городе жил раввин Гершл Чортковер, известный своей неустанной заботой о людях, искавших у него утешения и помощи. Поскольку работы у раввина было слишком много, он принял к себе на службу молодого человека по имени Аншел Мойше, бедного и в то время неустроенного. Реб Гершл и Аншел вскоре стали близкими друзьями. Их сотрудничество продолжалось несколько лет, до тех пор, пока молодой человек не решил жениться. Вступив в брак, он переехал в близлежащее местечко. Рабби Чортковер был рад счастливой женитьбе своего друга и одновременно огорчентем, что его покинул хороший и преданный помощник.