Словарь

Большинство слов и понятий, которые могут быть неясны читателю, объяснены также внутри текста.

Авдала – ритуал, сопровождаемый молитвой, который отделяет субботу и праздники от будних дней.

Ам аарец – обозначение людей, не знающих Тору.

Ахашверош – владыка Персидской империи. Во времена героев Пурима он сначала согласился уничтожить всех евреев, а потом, подчиняясь Б-жественному провидению, отдал всех врагов на расправу евреям.

Ашгаха – провидение; управление Всевышним событиями всего мира и судьбой отдельного человека.

Бааяь тшува – см. Тшува.

Бар-мицва – мальчик, достигший возраста 13 лет, который обязан исполнять все религиозные заповеди; праздничная трапеза в честь достижения мальчиком возраста бар-мицвы.

Браха – благословение на пищу, на гром, на молнию, на новую луну – на все творения Всевышнего.

Габай – должностное лицо в еврейской общине или синагоге, ведающее организационными и денежными делами.

Галаха – «путь», «следование»; законы, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.

Гаму т – «изгнание»; пребывание евреев вне Эрец-Исраэль со времени разрушения Храма.

Ган ЭЪен – рай; место, где обитают души евреев и праведников народов мира.

Гаон – официальный титул главы ешивы в Вавилонии; почетное звание знатока Торы.

Гемара – см. Талмуд.

Гой – «народ»; обычно употребляется в значении «нееврей», «иноверец».

«Зоар» – «Сияние»; основополагающий труд по Кабале, написанный в форме комментариев к Пятикнижию. Автор – рабби Шимон бар Йохай (2 в. н.э.).

Кабала – внутренняя часть Торы, объясняющая устройство мироздания, структуру еврейской души, тайный смысл еврейских заповедей.

Кахал (кагал) – еврейская община и ее руководство.

Кошер (кошерный) – «пригодный»; ритуально дозволенные к употреблению пища и предметы, связанные с соблюдением заповедей.

Кипа – ермолка; традиционный головной убор, в котором постоянно ходят религиозные мужчины.

Клипа (мн. ч. клипот) – «оболочка»; присутствие в этом мире качества, противоположного святости. Главное назначение клипы – препятствовать распространению Б-жественного света.

Левиты – представители колена Леви, которые служили в Храме.

Маамар – «высказывание»; философское рассуждение Ребе о Всевышнем и Его качествах, о порядке мироздания, о еврейской душе. Часто маамар – это экспромт, который рождается у Ребе в кругу хасидов.

Магид – «рассказывающий»; проповедник, чаще всего странствующий.

Мезуза – прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи кашерного животного, содержащий отрывок из молитвы Шма.

Меламед – учитель в хедере.

Менора – светильник; семиствольный светильник, относящийся к священной утвари Храма.

МиЬраш – «толкование»; общее название сборников комментариев к ТАНАХу периода Второго храма.

Микве (миква) – «скопление воды»; специальный бассейн для омовения с целью духовного очищения от ритуальной нечистоты.

Миньян – десять взрослых мужчин – кворум, необходимый для совершения публичного Б-гослужения и ряда религиозных церемоний.

Мицва – заповедь Торы, доброе дело.

Мишна (мишнайот) – см. Талмуд.

Моэлъ – человек, который делает обрезание, вводя новорожденного в союз с Б-гом.

Парнас – уважаемый человек, избираемый общиной для заботы о ее материальных нуждах и для представительства перед властями.

Парнаса – заработок.

Сандак – человек, которому оказана честь держать на коленях младенца во время обряда обрезания.

Сукка – см. Праздники – Суккот.

Сфирот (ед.ч. сфира) – одно из фундаментальных понятий Кабалы. Десять первичных качеств (Доброта, Строгость, Гармония и т.д.), с помощью которых Всевышний сотворил мир и управляет им.

Талес (ивр. талит) – молитвенное облачение в виде покрывала, по четырем углам которого привязываются кисти – цицит.

Талмид-хахам – «мудрый ученик»; почетный титул людей, сведущих в еврейском Законе.

Талмуд – «учение»; обширный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару. Завершен к 5 в. н.э. Талмуд – уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона. Мишна – основополагающая часть Талмуда. Гемара – свод дискуссий относительно текста Мишны.

«Тания» – основополагающий труд по философии хасидизма первого главы хасидов ХАБАДа рабби Шнеура-Залмана из Ляд.

Тикун нешама – «исправление души»; особый вид еврейского служения, когда человек исправляет духовный ущерб, причиненный собственной душе плохими поступками.

Треф – в разговорной речи название любой некашерной пищи. См. Кашер.

Тфилин – две маленькие коробочки, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы, которые во время утренней молитвы накладывают и укрепляют специальными ремешками на левой руке и на лбу. Евреи начинают накладывать тфилин с 13-ти лет.

Тшува – исправление поведения, являющееся условием Б-жественного прощения. Бааль тшува – еврей, вернувшийся к соблюдению заповедей Торы.

Хасидизм – движение, зародившееся среди евреев Подолии и Волыни и распространившееся впоследствии в разных странах мира. Основатель – рабби Исроэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов – Бешт (1698-1760).

В большинстве случаев авторы книг по хасидизму – известные праведники. Их труды рекомендуют учить постоянно, не только с тем, чтобы рсширить свои познания в Торе, но и для дисциплины души, для пробуждения сердца...

Хупа – балдахин, под которым совершается еврейский свадебный обряд.

Цадик – «праведник»; человек, навсегда победивший свое дурное начало.

Цдака (цедек – «справедливый») – пожертвования, которые обязан делать еврей в пользу нуждающихся.

Цицит – кисти из шерстяных нитей, прикрепляемые к углам талита и талит-катана.

Шамес – служка в синагоге.

«Шма» («слушай») – начало молитвы, провозглашающей единство Б-га.

«Шмонэ Эсре» («восемнадцать») – основная молитва, состоящая из 18 благословений, которая читается три раза в день.

Шойхет – «резник». Шхита – ритуальный убой животного.

Шхина – «пребывание»; Б-жественное присутствие, близость Б-га к человеку и Его вечное пребывание в среде народа Израиля.

Этрог – один из четырех видов растений, которые используются в службе праздника Суккот.

еврейские праздники

Рош Ашана – «начало года»; двухдневный праздник в начале месяца Тишри (сентябрь-октябрь), знаменующий начало нового еврейского года.

Йом Кипур – «день искупления»; пост, который соблюдается на десятый день после Рош Ашана.

Суккот – «шалаши»; в этот праздник в память о странствиях евреев по пустыне после исхода из Египта евреи строят шалаши – сукки. Празднуется с 15 по 21 Тишри (сентябрь -октябрь).

Симхат Тора – «радость Торы»; праздник в честь завершения ежегодного цикла чтения Торы и начала нового чтения. Отмечается на следующий день после окончания праздника Суккот.

Ханука – праздник, установленный в память об освящении Иерусалимского Храма. Отмечается восемь дней с 25 Кислева (декабрь – январь).

Пурим – праздник в память о чудесном избавлении евреев Персидской империи от гибели, которую им готовил царский сановник Аман. Отмечается 14 Адара (февраль – март).

Песах – праздник освобождения из египтского рабства; отмечается с 15 по 21 Нисана (март – апрель).

Шавуот – праздник дарования Торы на горе Синай. Отмечается 6 Сивана (май – июнь) – на пятидесятый день от начала праздника Песах.


[1] Слова с ивритским корнем выделены курсивом только при первом употреблении. Слова, значение которых объяснено в тексте, не приводятся в словаре. См. Словарь в конце книги.

[2] Три имени означают «видеть», «слышать», «сопровождать» – прим. ред

Запись опубликована в рубрике: .