Хедер БЕШТа

Рассказы и притчи рабби Исроэля, записанные его учениками, обладают огромной силой. Они кратки, точны и помогают изменить что-то в себе уже сейчас. Нужно только сесть поудобней и вздохнуть по-еврейски. Теперь читайте.

Дом для мысли

Прежде, чем затеять разговор на какую-нибудь будничную тему, еврей должен представить себе, что он только что спустился из верхних миров. Так человек, который выходит из дома на улицу, знает, что он должен вернуться обратно. Все время, пока ты «снаружи», нужно помнить, что твое место там, Наверху, «внутри», рядом с Творцом. И о чем бы тебе ни пришлось говорить, возвращай мысль к своему жилищу во дворце Отца...

За какое бы дело ты ни взялся, думай всегда так: «Я хочу доставить этим радость Создателю и служить Ему всегда». Об этом говорится в Торе: «Из святилища не выходил...»

есть такое место...

Комментировал Баал-Шем-Тов строку из псалма Давида, где человек говорит Всевышнему: «Куда же скроешься от Тебя?»

Смысл этих слов таков: нет на свете места, где можно было бы спрятаться от Б-га. А все-таки я скажу, что такое место есть. Это тело человека. Так темно там, так тяжело увидеть правду, что глупец думает: «Ну, здесь меня никто не сыщет...»

экзамен

Маленькое предисловие

Рассказывая притчи своим ученикам, рабби Исроэль обычно объяснял, что скрывается за сказочным фасадом. Однако к этой притче никаких объяснений нет. То ли они затерялись где-то в пути, до того, как ее слова легли на бумагу, то ли Бешт нарочно спрятал ответ. Во всяком случае, мы рискуем предложить читателю отгадку: речь пойдет о нашем животном начале и о том, как еврей должен обращаться с ним, чтобы заставить его служить Творцу. Но кто сказал, что эта отгадка -единственная?

Было у царя три друга, и показалось ему, что на самом деле они ему совсем не друзья. Тогда царь решил их испытать. Он приказал выдать каждому щенка из царской псарни, чтобы выкармливать и заботиться о нем, а через год прийти и показать, что получилось. Естественно, на прокорм и прочие расходы им щедро выдали денег из царской казны.

Первый друг был мудрец и потратил все деньги на то, чтобы заказать у ювелиров корону и преподнести ее царю в подарок. А на щенка он и не взглянул.

Второй друг кормил щенка, но очень скупо, только чтобы тот не сдох.

А третий друг денег на мясо не жалел, и вырос у него отменный пес – клыкастый и злющий.

Через год пришли три царских друга во дворец показать, как они исполнили царскую волю. Хуже всего пришлось третьему: царь натравил на него пса, которого тот целый год откармливал мясом...

И человек почувствует,,,

Любое событие в нашей жизни мы должны понимать так: это пришло от Него, а то, что хорошо в Его глазах – хорошо для всех...

Поэтому нам должно быть все равно, едим ли мы сладости или обычную пищу. А также то, хвалят нас люди или ругают. Поступая так, человек вскоре почувствует, что начал освобождаться от власти дурного начала.

ЭХ ты, хазан...

Кто такой хазан! Это человек, который ведет общую молитву в синагоге, украшая ее приятным и волнующим напевом. Евреи слушают его с удовольствием, но при этом сложили о хазанах нелестную присказку: «Раз хазан, значит дурак». Рабби Исроэль объяснил однажды ее тайный смысл:

– «Дворец мелодий» находится в раю рядом с «Дворцом тшувы» – «Дворцом раскаяния». Когда хазаны поют, их души поднимаются во «Дворец мелодий». И что им стоит перебежать в соседнее здание – раскаяться, очистить душу, изменить судьбу... Где там! Они вам будут петь, закатив глаза! Дураки...

ПРАВО НА БЛИЗОСТЬ

Написано в Торе, что еврейский брак заключается тремя путями.

Если мужчина передает будущей супруге какую-то ценную вещь.

Если он пишет ей штор – долговую расписку на некую сумму денег.

Если они становятся близки.

Тора называет Всевышнего словом «муж», а еврейский народ – «женою». Чтобы сохранить их союз, нужно воспользоваться всеми тремя способами.

Сначала еврей получает большую помощь свыше и с наслаждением вчитывается в слова Торы, чувствуя себя так, как будто получил ценный подарок.

Потом это ощущение проходит. Но все равно он должен, даже без удовольствия, произносить слова Торы и молитвы, как будто перечитывает долговую расписку, деньги по которой еще не получил.

И если еврей выдержал это испытание, тогда вновь приходит наслаждение и наступает настоящая близость...

каждый раз впервые

Почему вместе с любовью ко Всевышнему надо также испытывать и страх перед Ним? Если в сердце будет только любовь, общение с Б-гом станет привычным и обычным, перестанет волновать. Но если к этому добавить страх, то каждый раз в сердце будет пробуждаться трепет и влечение, каждая встреча с Творцом будет новой...

Сила вождя

В Торе сказано, что Всевышний назначит евреям вождя, который будет «выводить и вводить» их...

Глава каждого поколения обладает силой поднимать самые будничные и пустячные разговоры евреев, их рассказы и побасенки и связывать все это с Источником жизни, соединять материю с духом.

Без комментариев

Однажды рабби Исроэль подвел учеников в развесистому цветущему дереву, вид которого радовал глаз, и сказал:

– Перед приходом Машиаха будет столько же фальшивых праведников, сколько листьев на этом дереве...

Вся надежда

Надо постоянно помнить, что полна вся земля славой Творца и что Его Шхина, Б-жественное присутствие в этом мире, постоянно с тобою. И надо знать, что Всевышний – хозяин всех вещей и событий в мире. И только Он, Благословенный, может сделать все, что ты пожелаешь, и поэтому только на Него вся надежда...

просвет в теснинах

Сказано в Торе: «Уклоняйся от зла и делай добро...» Пророк Элияу был наказан за то, что не молился о спасении евреев, когда узнал, что их ждет беда. Впрочем, разве можно отменить то, что уже предрешено? Нельзя. Но можно вывернуть зло наизнанку.

Иногда для этого достаточно поменять местами буквы в слове, чтобы получилась дорога к спасению. Например, из слова мет – мертвый – можно сделать слово там – чистый. Из слова мецер – теснина – можно сделать цоар – просвет. Вот это и значит – уклоняться от зла...

ОДНО ПРОСТОЕ СЛОВО

Шхина ловит каждое слово, которое еврей произносит с любовью ко Всевышнему или со страхом перед Небом. Так мать запоминает каждое толковое слово, сказанное сыночком, чтобы потом похвастать перед мужем.

Одно простое слово, сказанное внизу, возносится необычайно высоко, увеличивая гармонию и красоту всего мироздания. Дело стоит того, чтобы хотя бы одно слово во время молитвы еврей произносил со страхом и любовью...

город в развалинах или имена наизнанку

Сказано в Торе: «Вот имена сыновей Израиля, приходящих в Египет...»

И еще сказано в Торе: «Превратили Иерусалим в развалины, сделали плоть рабов Твоих добычей птиц небесных...»

Есть связь между двумя этими отрывками. Когда еврей поднимается на новую ступень в служении Всевышнему или выполняет какую-то заповедь во всей ее красоте и полноте, он начинает этим гордиться. И сразу «Иерусалим души», тот город красоты и цельности, который он построил, превращается в развалины.

Как же преградить путь гордости?

Для этого нужно, чтобы твоя молитва, учеба и вообще все, что ты делаешь, были проникнуты страхом и любовью ко Всевышнему. Но если еврей учит Тору или выполняет заповеди не ради служения Творцу, а для того, чтобы порадоваться игре духовных сил, то все хорошее, что он сделал, становится добычей кпипот – нечистых оболочек, которые наши мудрецы сравнивают с птицами, терзающими плоть.

Поступая так, еврей незаметно загоняет себя в узкое место – в Египет, который тоже присутствует в нашей душе. Мы читаем: «Вот имена сыновей Израиля, приходящих в Египет...» «Приходящих» – и теперь, и сейчас. «Сыновей Израиля» – то есть всех евреев.

Каждый еврей может вывернуть наизнанку свое имя, свою духовную суть и сделаться добычей гордости.

Реувен скажет:

– Смотрите, насколько выше заповеди, которые исполняю я, первенец, чем служение всех остальных братьев!

Шимон:

– Всевышний слышит только меня!

Леви[1]:

– Он, Благословенный, сопровождает одного меня постоянно!

И так далее. Значит, надо помнить, что никто не застрахован от гордости, каждый может вывернуть свое имя, свою еврейскую суть наизнанку... И это нужно знать, тогда этого не случится.

ЖИВЫЕ СВИТКИ

В молодости Баал-Шем-Тов служил помощником меламеда.

Кроме прочего в его обязанности входило провожать детей до дома. На прощание рабби Исроэль целовал каждого ребенка. Сказал его ученик и преемник Магид из Межирича: – Хотел бы я хоть раз поцеловать Свиток Торы с такой же любовью, с какой мой учитель целовал каждого еврейского малыша...

БЛИЗОСТЬ В ИЗГНАНИИ

Сказано в Торе, что близок Всевышний к каждому, кто призывает Его... Сейчас, в изгнании, можно гораздо быстрее получить отклик на свою молитву, гораздо легче удостоиться Б-жественного влияния, чем во времена, когда у нас был Храм. Когда король во дворце, совсем не так просто приблизиться к нему. Но когда он отправился в путь, к нему может подбежать каждый, в том числе и деревенский житель, который об этом раньше и мечтать не мог.

Поэтому сейчас, в галуте, когда еврей начинает, отрешившись от всего, размышлять о Творце, Всевышний сразу выходит ему навстречу...

Когда я ем

Тот, кто хочет принять на себя ярмо Небес в полной мере, должен отказаться от пустых размышлений. Даже когда еврей просто ест или пьет, он должен думать о том, как усилить свое служение Всевышнему. На эту мысль откликается жизненная сила, которая содержится в пище, и еврей почувствует себя сильнее, и сила действительно к нему придет.

ошибка злодея

Сказано в Торе: «Один человек властвовал над другим во вред себе...»

Когда злодей помыкает человеком праведным, то праведник в это время отнимает у него искры Б-жественной святости, которые упали на дно нашего мира. Приходит время – и злодей теряет жизненные силы, теряет власть. Искры святости его больше не греют. Их у него уже нет.

Об этом сказано в Торе: «И отдам народы во власть твою...»

Ветер в сундуке

Есть праведники, которые стараются обходиться без денег, и рабби Исроэль принадлежал к их числу. Нельзя сказать, чтобы при таком подходе его семья жила в достатке. Даже когда он прославился, даже когда его окружали сотни учеников, в сундуке с одеждой гулял ветер, а мыши обходили его дом стороной. Однажды сын не выдержал и воскликнул:

– Отец, разве можно жить в такой нищете? Бешт улыбнулся:

– Сынок, написано в трактате «Авот»: «Бедняки должны жить в твоем доме». Поди скажи, что у нас в семье это не так...

Дух Б-жий, наш дух

Написано в Торе: «И дух Б-жий витал над водою...» Это можно сказать и про еврея, дух которого витает над строками Торы. Тогда говорит Всевышний: «Да будет свет!» И освещает лицо еврея светом Торы...

Кругосветное путешествие

Рабби Исроэль объяснял своим ученикам:

– Есть такая поговорка: «С правдой весь мир обойдешь». Приходит человек в какой-нибудь город или местечко и начинает говорить правду. Люди терпят-терпят, а потом прогоняют его оттуда. Он идет в другой город – там та же история. И вот, не успеешь оглянуться, а ты уже обошел весь мир...

Сначала выл вечер...

То, что ложь – это яд, никто не спорит. Рассказывают, однако, про первосвященника Аарона, что он часто мирил спорщиков, говоря неправду. Аарон нашептывал то одному, то другому: «Твой товарищ раскаивается... Он хочет с тобой помириться...» Так опытный врач, разведя в воде каплю смертельного яда, приносит больному исцеление.

Может быть, на это намекает Тора, в которой написано: сначала был вечер, темнота, и только потом утро...

Но Я пройду по Египту

Сказано об исходе из Египта: «И было около полуночи...» Сомнение – «вроде», «около» – подобно ночной мгле: можно двинуться направо, можно налево. И не знаешь, куда идти... Но Всевышний сказал: «И Я пройду по Египту...» И Он, Благословенный, проходит между двумя стронами сомнения, чтобы осветить правдой наши глаза.

ТОЛЬКО ЭТО

Нужно постоянно находиться в радости, и думать, и верить полной верой, что Шхина постоянно пребывает рядом с тобой и бережет тебя, и ты связан с Б-гом всеми членами своими, всеми силами души. И еврей смотрит на Всевышнего, а Всевышний смотрит на него. И Всевышний может сделать все, что пожелает – уничтожить все миры в одну секунду и создать их снова. И в Нем, Благословенном, истоки всей доброты и всей строгости, которые приходят в мир. Так как любая вещь существует лишь потому, что в ней есть влияние Б-га и Его жизненная сила. Поэтому я надеюсь только на Него и боюсь только Его, Благословенного...

Эти строки нужно внимательно прочитать и потом вернуться к ним снова. И еще раз. И еще.



[1] Три имени означают «видеть», «слышать», «сопровождать» – прим. ред

Запись опубликована в рубрике: .