בס"ד
Т. 18
28 адар-1 5719
Бруклин, НЙ
Уважаемому господину Аврааму-Ицхаку Коэну,
Именуемому Профессор Кац
Мир и благословение!
Большое спасибо за то, что Вы обратили свое внимание, чтобы послать мне копию Вашей статьи "йеhуди билти миздаhе", и также ее сокращение в "Джуиш Пресс".
И я должен попросить Вашего прощения, хотя я думаю, что мои слова не удивят Вас, но я должен выразить свое мнение, которое отлично от Вашего. И причина и объяснение моего этого мнения проистекают из признания высшей приоритетности сохранения единства нашего народа, с чем Вы, несомненно, согласитесь также. И если во все времена существовала жизненная необходимость защитить единство нации, то тем более и тем более это актуально в нашу эпоху, которая по всем мнениям является эпохой кризиса, и само собой, эпохой смешения понятий, и в такое время опасность компромиссов и их подобия гораздо более велика, что подчеркивается также в том, что существует множество мнений и теорий, которые возникли в последнее время.
- Как в любом другом деле, если ты хочешь узнать, в чем идея того или иного мировоззрения, иди посмотри на его крайние выражения. И даже если эти крайности приняты только меньшинством, которое, на первый взгляд, не играет никакой роли, тем не менее, в этом крайнем явлении подчеркивает направление и цель всего мировоззрения, по крайней мере, возможные последствия, связанные с нем, если не излечение не прийдет вовремя.
Я имею в виду тот лозунг, который был распространен в свое время в известных кругах, и это – что еврейство земли Израиля и еврейство диаспоры – это два различных мира, и крайние выражения этой теории нашли свое место в движении кенааним.
С этой точки зрения, на мой взгляд, предложение предоставить имя "йеhуди" (с каким бы то ни было сопроводительным именем), в распоряжение народов мира, которых наша традиция в течение тысячелетий считала однозначно бней нейхор, [и вплоть до того, что им разрешено нарушать все законы Торы (кроме семи заповедей сыновей Ноаха), и никто не должен им мешать в этом, и их кидушин не считаются и т.д.], то делают тем самым провал в пропасть, и разрыв, последствия которого невозможно предсказать, и даже если ограничить характеристику "йеhуди" с добавлением "билти миздаhе", то есть такие, которые подчеркнут собственно характеристику, а другие подчеркнут добавление, но общее в этом – что имя йеhуди выходит из ршус йохид[1] нашего народа, и выходит в ршус рабим[2], и "хозяина нет с ним" и т.д.
Из всего вышесказанного следует: каждый, кому дорого единство еврейского народа, даже из таких кругов, которые не имеют отношения к религии, должен защищать его со всей твердостью, не давая никакой возможности для ослабления и компромиссов в этом. И в особенности, поскольку каждый, кто задумывается об истинном смысле этого вопроса, должен признать, что любые компромиссы в этом – не только не приближают достижение мира и единства, но наоборот, создают базу для непрекращающихся трений, которые будут со временем только увеличиваться.
И кстати, я считаю, что было сделано большое зло в том, что выбрали имя "Исраэль", "израильтяне", и само собой, включили в это также арабов и христиан, в качестве граждан "Израиля" и "израильтян", и причина этого моего мнения понятна из того, что сказано выше.
И еще один момент следует подчеркнуть: в отличие от тех, кто считает, что религия нужна для того только, чтобы сохранить народ в диаспоре, а для тех, кто живет в стране Израиля - достаточно языка, культуры, территории и т.д.
На мой взгляд, как раз наоборот, необходимость в религии в Земле Израиля куда больше, чем в диаспоре, ибо, если в диаспоре есть опасность ассимиляции, до такой степени, что вайойвду митойх hакоhол[3], хас вешолом, то в Эрец Исроэл могут подумать, что, как говорилось выше, также христиане и мусульмане будут идентифицировать себя как сыны народа Израиля, не дай Б-г, поскольку они живут в этой стране, разговаривают на иврите, воспитываются в тех же школах, живут в их культуре, и как показал опыт даже во время Храма, что разрушители твои и уничтожители твои пришли изнутри.
Несомненно, у Вас будут какие-то замечания по этому поводу, и я буду рад получить их.
И да будет воля Вс-вышнего, чтобы, наконец исполнилось обещание "велой йитомеу ойд бегилулейhем увешикуцейhем увехол пишъейhем, веhойу ли леом, ваани эhйе лоhем лЭйлоким[4], увемишпотай йейлеху, вехукойсай йишмойру веосу ойсом[5], что это предваряет следующий посук, "вейошву ал hоорец… hэймо увнейhем увней внейhем ад ойлом[6]", вплоть до "вейодъу hагоим ки ани Гавайе мекадейш эс Йисроэйл[7]" (Йехезкель 37)
Пользуясь случаем, хочу выразить Вам горячую благодарность за то, что Вы дали мне возможность просмотреть рукопись "бух Вайикро", и я прилагаю на отдельном листе список маамарим в нем, которые уже были напечатаны – в знак признательности.
С уважением и благословением
6733
Была напечатана в Ликутей Сихойс стр. 383, и дополнена в соотв. С копией, имеющейся в секретариате.
Имя "йегуди" – см. Также выше игерес 6714, и ссылки там.
[1] частное владение
[2] общественное владение
[3] "И пропали они из среды общины" (Койрах 16, 33)
[4] "И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и всякими преступлениями своими, и спасу (выведу) их из всех поселений их, где грешили они. И очищу их, и будут Мне народом, а Я буду им Б-гом." (Йехезкель 37, 23)
[5] "И установлениям Моим будут следовать они, и законы Мои соблюдать и выполнять их." (Йехезкель 37, 24)
[6] "Будут обитать на земле, которую дал Я слуге Моему Йаакову, в которой обитали отцы ваши, и будут обитать на ней – они и дети их, и дети детей их вовеки" (Йехезкель 37, 25)
[7] "И узнают народы, что Я – Г-сподь, освящающий Йисраэйля" (Йехезкель 37, 28)