Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

6715. Письмо Бен Гуриону

בס»ד

Т. 18

9 адар 1, 5719

Бруклин НЙ

Уважаемому господину Давиду Бен Гуриону

Главе правительства

Мир и благословение!

Вчера я послал Вам мой официальный ответ на Ваш вопрос о регистрации, и я прошу извинить меня за задержку ответа до сих пор – по некоторым причинам. И дальнейшее – это неофициально, и даже не полуофициально.

И поэтому я надеюсь, что Вы простите меня за то, что я пишу без дипломатии, и возможно, также слог моего письма не соответствует протоколу, и также – за то, что я предварю свое письмо несколькими строками, объясняющими на первый взгляд, очевидные вещи.

Поскольку в нашем мире всякая вещь существует не абстрактно, а связана с определенными личностями и условиями, поэтому я использую данную возможность, чтобы высказать то, о чем будет говориться далее, Вам, поскольку Вы стоите во главе проблемы регистрации, и более того – Ваше влияние очень велико во всех аспектах жизни в нашей святой земле, и вопрос регистрации – это только один из частных вопросов.

Несомненно, не требуется говорить много о том, что эпоха, в которую мы живем, это эпоха hорас ойлом[1], в особенности, в жизни нашего народа Израиля, где бы они ни находились, как в материальности так и в духовности. И, как это всегда было в истории нашего народа, духовные аспекты воздействуют на материальные гораздо сильнее, чем обратное влияние. (Мне, конечно же, известно, что такой взгляд не совпадает с теорией материализма и т.п., но это не так важно для того, о чем будет идти речь в дальнейшем).

Понятно, что в такое время ответственность, которая ложится на каждого из нас – гораздо важнее и больше, чем в обычные годы, и особенно, ответственность, которая лежит на тех, кто обладает большим влиянием в различных областях жизни нашего народа, и возможно, оно значительно больше, чем сам человек это представляет себе.

И как во всем – ответственность связана с заслугой, и чем больше ответственность, которая возложена на человека, тем больше также его заслуга, когда он несет эту ответственность и исполняет в этом свою миссию, и не каждый человек удостаивается ответственности и заслуги столь большой и общественной, и также тот, кто удостоился этого – не каждое время благоприятно для исполнения миссии и ответственности.

Я имею в виду Ваше влияние, как бы это не объяснялось официальным образом, но практически в Эрец Исроэл сейчас, Ваше решение является определяющим в наиважнейших аспектах общественной жизни в стране, и в этом – также в некоторых вопросах духовной жизни.

И я не хочу сейчас заниматься вопросом, или это демократия или нет, ибо я не пришел, чтобы дискутировать, и как уже говорилось – это мое письмо неофициально, и имеет отношение лишь только к действительности, как она на деле, и реальность, которую я вижу – что Вы имеете огромное влияние в оформлении ситуации в нашей стране, хотя иногда Вы можете действовать прямо, а иногда косвенно.

В предшествующие годы в определенных кругах было популярно мнение, что обычные евреи, которые живут в диаспоре, нуждаются в еврейской религии и ее аспекта – в качестве защиты от ассимиляции, но те, кто найдут другую «защиту» вместо религии, и особенно – те, кто смогут поселиться в Эрец Исроэл, создав какое-то свое самоуправление, — эта атмосфера и язык и эти рамки и т.д. (на первый взгляд) являются отличной защитой – они могут позволить себе отказаться от еврейской религии, или, выражаясь более последовательно – зачем им нужен этот «груз» в их жизни, ежедневная «тяжесть» – в малом и в большом.

Однако, тенденции развития в Эрец Исроэл в последние 7-8 лет – все более и более наглядно проявляют ту идею, что, как бы ни была велика необходимость в религии и ее аспектах для сынов Израиля, находящихся в диаспоре, — это еще более необходимо и жизненно важно для сынов Израиля, находящихся на земле Израиля. И одна из основных причин: именно в Эрец Исроэл видна опасность, что следующее поколение вырастит новый тип, который будет гордиться именем Израиля, но будет чужд прошлому нашего народа и всем его вечным сущностным ценностям, и также враждебен ему – в своем мировоззрении, в своей культуре, и в содержании его ежедневной жизни. Враждебен, несмотря на то, что будет говорить на иврите, будет жить в земле отцов, и также будет воодушевляться, услышав посук из Танаха.

У меня нет ни малейшего желания продолжать говорить на эту больную тему по понятным причинам (и в особенности, что я не вижу необходимости говорить об этом подробно). И одна из причин – что я хочу надеяться, что «лой сокум паамаим цоро[2]«, и в конце концов также из сыновей следующего поколения громко выступят против этой опасности, и их голос будет услышан, и произведет свое действие, чтобы противостоять этой опасности заранее. И ведь именно в последние годы ощущается сильное брожение в диаспоре и в земле Израиля, чтобы искать и требовать духовное содержание в жизни, и если углубиться в этом – то ищут чего-то, что выше человеческого разума.

И несомненно, что не смогут утолить жажду молодежи нашего вечного народа – с помощью объяснений и теорий, созданных человеком сегодня, судьба которых будет такова же, как судьба теорий, изобретенных вчера, и их уже нет сегодня среди живых. И здесь есть место для закона Моисея и Израиля, письменного и устного, наших сущностных ценностей с тех пор, как еврейский народ стоял перед Вс-вышним Б-гом нашим на Хореве, и был слышан громкий непрерывный голос: «Я Вс-вышний Б-г твой… да не будет у тебя других богов».

Приказ и указание к действию – но эти слова – это также обещание.

И понятно, что совершенно не имеется в виду теоретическая религиозность, как исключительно философское мировоззрение, и как тема для праздничных лекций, но – практический образ жизни в деле и на практике, также в будни и также в тех делах, которые называются в мире «светскими вещами»; ибо наша религия – в основе своей это практическое действие.

Сейчас наиболее подходящий момент, подобного которому не еще не было, чтобы отклонить и изменить всю платформу жизни Эрец Исроэл во всех ее деталях – в вышесказанном направлении, и этот благоприятный момент стучится в Ваши двери, ибо в Ваших руках есть возможность и заслуга использовать его самым лучшим образом. Заслуга и возможность, которой не каждый человек удостаивается, и подобного которому не было в течение десятков лет.

На первый взгляд, почти наверняка мои слова пробудят удивление в Вашем сердце – неужели я думаю, что своим письмом смогу изменить и повлиять на мировоззрение, сложившееся в течение десятков лет?

И тем более – мировоззрение человека, который увидел плоды своего труда.

Но поскольку, я считаю, что положение в Эрец Исроэл таково, как я его описал выше, то само это положение и сама истина, заложенная в эту идею, и сама удивительная и особенная возможность, которая дана Вам – говорят сами за себя, они просят и требуют. И нет никакого сомнения – что даже без моего письма Вы задумывались обо всем этом многократно.

И я не мог разрешить себе промолчать – в то время как я пишу о проблеме регистрации, которая лишь часть от общей платформы, о которой шла речь, и я счел своей обязанностью акцентировать на этом внимание – по крайней мере, в этом моем частном письме».

Пользуясь этой возможностью, и с извинением за задержку в этом, я выражаю свою благодарность за то, что Вы в свое время прислали мне свою брошюру, и я приведу доказательство тому, о чем говорится в этом письме – из того, что Вы написали на этой брошюре, упоминая Эрец – выражение «святая земля». И ведь понятие «святой», также как понятие «еврей» – его содержание было определено и освящено поколениями поколений нашего народа, начиная от Дарования Торы – когда было дано нам название «мамлехес койhаним вегой кодойш[3]«, и там была дарована народу Израиля святая земля во всех ее границах «эрец hакнаани веhалевонойн ад hаноhор hагодол неhар Прос[4]«.

— и до наших дней включительно.

С уважением и благословением

Менахем Мендел Шнеерсон


[1] Судьбоносная (эпоха)

[2] да не произойдет дважды несчастье

[3] «Царством служителей святому и святым народом» (Йисрой 19, 6)

[4] «Землю кенаани и к Леванону до потока великого, потока Прат» (Дворим 1, 7)