Hисваадус 5745 стр. 1694
Стр. 1692
Тес
Есть один вопрос, который, в действительности, нужно было бы прояснить уже давно, но думали, что это само собой понятно, но тем не менее, поскольку есть место для опасения, что это не понятно и не просто, следует это прояснить и говорить об этом.
Речь идет о причине этого фарбрейнгена. И сначала:
По Торе, и в особенности, части мусара и хасидизма в Торе, одна из самых совершенно отвергаемых качеств души – это качество гааво[1], поскольку это есть корень и источник всех качеств, противоположных добру и т.д.
И вплоть до того, что даже "шминис шебишминис[2]" также совершенно отвергается, ибо, хотя есть мнение в Геморо, что "талмид хохом должен иметь шминис шебишминис" ("должно быть в нем немного гордости") – но Рамбам [а сегодня мы завершаем изучение его книги] постановляет в отношении hалахи, что "бешамто тот, в ком есть высокомерие, и даже немного", и также постановляет Алтер Ребе в своем Шулхан Орухе, что "следует отдалиться от этого до крайности", и подробно объясняется, насколько это ужасная вещь – как сказано "тойавас Гашем кол гваh лейв[3]", и вплоть до "каждый, кто возвышает свое сердце (как будто бы) койфер беикор", как сказано, "вером левовхо вешохахто эс Гашем Элойкехо[4]" - самое ужасное, что только можно себе представить!
И тогда возникает вопрос и удивление: как же можно допустить, чтобы все собрались на hисваадус в связи с почетом {одного} человека?!
На первый взгляд, это вообще самое страшное, что может быть, и особенно – когда связывают это с хасидизмом, и в особенности – в святом месте, синагога, в которой "выращивают молитву", смысл которой – "кеавдо камэй морэй[5]", полное самоустранение, и дом учения, в котором "выращивают Тору", основное условие которой – "венафши кеофор лакойл тиhйе[6]" (и посредством этого) псах либи весойросехо[7]"!
И особенно это подчеркивается – когода находятся в "месяц избавления", когда, несомненно, должен быть аспект "геуло" от всех вещей, связанных с поведением "Мицраим" (леумас зэ), корень и источник которых – это "Амолек" – йешус[8] и гааво!
Йуд
Однако, это настолько очевидно, что не было места для сомнения, что кто-то может ошибиться в этом:
Этот фарбрейнген не связан с "одним человеком", частным человеком, или что то в этом духе, но с всей "группой", с ее учением, и с желанием, целью и намерением ее действий – как продолжения двухсот лет существования движения хасидут Хабад, и перед этим – общего движения хасидизма. И само собой, не (так) важны аспекты людей, стоящих во главе движения, как дела движения, и наоборот, эти люди – несут на себе иго, и как говорит Геморо, "вы думаете, что я власть даю вам – рабство я даю вам".
Пример на это:
Известно выражение по поводу радости и танцев в Симхас Тойро, что в сущности, это Тора веселится и танцует, но, поскольку Тора нуждается в "ногах", - то еврей берет "право" (надеясь, что он достоин этого) быть "ногами" Торы, и посредством этого Тора может танцевать, когда заканчивается цикл чтения Торы.
И так это в отношении каждого аспекта в Торе – ибо поскольку Тора "не на небесах она", но дана на земле внизу именно, требуется (кивйохол) действие еврея, плоти и крови, для того чтобы Тора могла делать то, что она должна делать.
И то же самое в нашем вопросе – что нужен человек из плоти и крови, который будет стремиться, с помощью еще нескольких человек, нести Тору, и продолжить "золотую цепь" учения хасидизма, во всех его деталях, и тем более и тем более – общая идея в Торе – "гамаасэ hу гоикор", для того, чтобы воплотить все аспекты учения хасидизма в практическом действии, и посредством этого исполняется намерение сделать Ему жилище в нижних, "ве-шоханти бесойхом[9]".
Йуд алеф
Объяснение этого – более детально:
Для того, чтобы были привлечены благословение и успех во всех аспектах служения Израиля, общий смысл которого – сделать Ему жилище в нижних, и в особенности, посредством служения "йофуцу майанойсехо хуцо[10]",
Как говорилось несколько раз по поводу точного значения этих трех слов:
"йофуцу" – не следует ограничиваться тем, чтобы самому изучать Тору, или учить с небольшим числом людей, или даже учить с "обществом", но изучение должно быть таким образом, что Тора распространяется – "hафоцо" – несравнимо шире, чем просто изучение и речь в Торе, как понятен смысл слова йофуцу по простому смыслу посука.
"майанойсехо" – свойство источника, что его воды постоянно соединены с их источником и корнем, без всякого перерыва, что тогда есть в нем вся сила "майон", но когда прерывается его соединение с источником и корнем, "hээвирой ал габей брейхо веhифсикой" – он не имеет статуса источника. И в нашем вопросе – изучение и распространение Торы должно быть таким образом, чтобы была видна воочию связь с источником, т.е., что не только, что он соединен с источником, и эта связь не прерывается, хас ве-шолом, но еще то, что видно воочию его соединение с источником.
"хуцо" – распространение источников должно быть вплоть до "хуцо", т.е., что когда есть какая-то точка в мире (и тем более и тем более – в мире еврейства), которая все еще "хуцо" – вне – Торы и заповедей – следует приложить все усилия, чтобы также туда пришли майонойс, не только воды источника, но сам источник, и способом hафоцо именно –
Тогда требуется служение способом "кулону", и более того – "кулону кеэход[11]", т.е., что устраняется различие между "рошейхем шивтейхем[12]" и "хойтейв эйцехо вешойэв меймехо[13]", вплоть до того, что все становятся единой сущностью, "коhол годол" – в единственном числе (как говорилось выше п. 2 и далее).
И причина этого – поскольку состояние "кулону кеэход" приводит и притягивает благословение Вс-вышнего, как сказано "борхейну овину кулону кеэход беойр понехо", и прежде всего – благословение успеха в работе распространения Торы и еврейства, вплоть до "йофуцу майанойсехо хуцо".
Однако, для того, чтобы воплотить в жизнь идею "кулону кеэход", когда по природе человека (которую вложил в них Вс-вышний) каждый – это отдельный мциюс сам по себе – должен быть один, про которого сказано "тигйе эвед лоом hазэ", задача которого – стараться по мере своих возможностей достичь единства, включая – раскрытие аспектов Торы, как она была дана с Синая, ибо "все, что откроет прилежный ученик – было сказано Мойше с Синая", и тем более и тем более, прилежный ученик как несиим учения хасидизма, и в особенности – хасидизма Хабад, вплоть до Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну.
И в наши дни: поскольку глава нашего поколения, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, находится в "ойлом hоэмес" – он нуждается в том, что также в нижнем мире будут у него "ноги" и "руки", и все остальные органы, которые будут заниматься распространением его учения, вплоть до практического действия, и для того, чтобы все это было успешно – это должно делаться организованным образом, и поэтому есть один человек, который "эвед лоом hазэ несатихо", задача которого – организовывать эту деятельность. И поэтому не важно, кто он и т.д.; что важно – это продолжение деятельности и работы Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну!
Есть известная история – которую рассказывали в "хедере" – про одного из настоящих гдойлей Исроэл, который был "даян" и "рав" в большой общине, и он был мал ростом и худ. И однажды его противники подошли к нему и сказали: "как же это может быть, чтобы такое маленький и худой еврей был "даяном" и "равом" в таком большом городе?! Он им ответил: "действительно, я мал ростом и худ, но "скамья" – велика…
"Скамья" – учение и деятельность Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну – велика, и поэтому не так важно, если тот, кто сидит на нем, мал ростом и худ, поскольку "скамья" – велика – "скамья" главы нашего поколения, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур!...
Йуд бейс
В соответствии с этим понятно, что то, что находят "причину" и "повод" для hисваадус, который связан с днем рождения одного человека - это только "внешняя причина", которая может содействовать основной и главной цели – увеличить и расширить "скамью" – т.е., увеличить и расширить изучение хасидизма и его распространение наружу;
Когда придут к евреям и скажут им: приходите послушать о распространении Торы и ее заповедей, вплоть до распространения источников наружу – то по природе вещей, все время, пока не связывают это с каким то специальным событием – хотя есть такие, которые приходят, чтобы участвовать и советоваться вместе во всем, что связано с распространением еврейства и источников наружу, "иш эс рееhу йаазойру", но есть такие, которые не приходят просто так, но только в связи с особым событием.
И поэтому, когда есть "причина" и "повод", которая может привести к тому, что соберутся несколько и несколько евреев, для того, чтобы укрепиться в распространении еврейства и источников наружу – следует использовать это даже "шелой лишмо", как приказывают и обещают нам РаЗаЛ, "леойлом йаасойк одом бетойро умицвойс аф ал пи шелой лишмо, шемитойх шелой лишмо бо лишмо[14]", ибо, главное – это то, что добавляется в основной и главной цели – добавлении в изучении хасидизма, и добавление в исполнении заповедей с особой тщательностью, т.е., не только по закону, но больше, чем требует закон, и в самом этом – со стороны "мидас хсидус" (как говорит Геморо), ибо это более высокий способ, чем "лифним мишурас hадин".
И в отношении нашего вопроса:
Связь с днем рождения одного человека – это только внешний повод для того, чтобы объяснить, и даже не-еврею, "чем отличается этот день от других". Почему вдруг евреи собираются вместе, для того, чтобы говорить о распространении еврейства и источников наружу, и поэтому, нужно найти объяснении, которое будет принято даже в разуме не-еврея.
И поэтому – забывают о том, что связали это с днем рождения одного человека, ибо это только внешняя причина, для того, чтобы посредством этого пришли добрые результаты – распространение еврейства и источников наружу.
И с другой стороны, когда не хотят использовать эту причину и повод из-за "скромности" – то в отношении самого себя, действительно, нужно крайне остерегаться гааво, даже "шминис шебишминис", но это за счет того, чтобы уменьшилось в работе по распространению источников наружу, что это есть его миссия – эвед лоом hазэ!
И в подобных случаях, известны слова и указание Мителер Ребе – сына и продолжателя пути Алтер Ребе, автора Тании и Шулхан Оруха – как рассказывали об этом хасидим из поколения в поколение:
Мителер Ребе требовал от своих хасидим, которые ходили из города в город, чтобы всюду, куда они приходят, они говорили бы слова Торы, и в особенности – учения хасидизма. И когда один из молодых людей спросил, что он боится делать это, ибо это может привести его к чувству йешус, и от йешус можно прийти к еще худшему и т.д., ответил ему Мителер Ребе: "а цибеле зол фун дир верн обер хсидус золсту зогн"!...
И смысл этих слов: даже когда это может повредить ему самому, хас ве-шолом, до такой степени, что он становится подобен "чесноку", который настолько остр, что его нельзя есть отдельно, но только в качестве приправы для другой пищи, которая с его помощью становится более сладкой и приятной, и пример этого в нимшол – что он становится "приправой" для всех тех евреев, которые находятся вокруг него, хотя он сам пришел к йешус, и на это приходит указание – что стоит идти на это, ради того, чтобы повторять и распространять хасидизм, и распространять Тору вообще, и также добавочное устрожение в исполнении всех заповедей.
[1] гордость
[2] одна восьмая от одной восьмой
[3] "Мерзость для Вс-вышнего каждый высокий сердцем" (Мишлей 16, 5)
[4] "И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа" (Экев 8, 14)
[5] как раб перед господином
[6] пусть моя душа будет как прах перед всеми
[7] раскрой мое сердце в Торе Твоей
[8] "Есть", "Отдельное существование"
[9] "Я пребывать буду среди них" (Трумо 25, 8)
[10] Распространятся источники твои наружу
[11] все как один
[12] "Главы ваших колен" (Ницовим 29, 9)
[13] "От твоего дровосека до твоего водочерпия" (Ницовим 29, 10)
[14] Пусть человек всегда занимается Торой и заповедями даже не лишмо, ибо из лой лишмо придет к лишмо